Дети, взрослые, образование и Теория поколений: стратегические выборы 2003-2023 годов

Автор — Евгения Шамис. Специально для Rugenerations.

скачанные файлыТеория Поколений изучает два больших вопроса:

  • ценности
  • цикличность в событиях и явлениях,   влияющих на формирование ценностей.

Один цикл, длительностью примерно 80 лет (в истории длительность цикла бывает от 75 до 100 лет), образуют периоды формирования четырех поколений. Например, закончился цикл Молчаливое –Беби-Бумеры –Х –Миллениум, который шел с 1923 по 2003 года. Начинается  новый цикл развития для ряда вопросов.

Для каждого периода поколенческого цикла характерные свои стратегические вопросы-выборы. Сейчас в 2003- 2023 годах, как и раньше в 1923 – 1943 года, когда формировалось Молчаливое поколение, наиболее важные стратегические вопросы касаются нового определения «что такое хорошо и что такое плохо», «хорошего образования», «ликбеза по новым наукам, технологиям и укладу жизни», а также сопровождающих их вопросов – «как взаимодействовать с разными людьми», «как общаться детям и взрослым». Заявленные сейчас в обществе выборы и правила не работают, по некоторым из них пока совсем неясно как действовать. Эти стратегические выборы проявляется в статьях, в книгах, в законах, в публичных дискуссиях, и включают точки зрения разных поколений как в России, так и в мире. Важно, что именно сейчас по этим вопросам будут определены ключевые направления развития на следующие 80 лет. И потом, лет через 80-90 лет начнутся новые дискуссии, приняты новые правила и решения.

Что это значит? Фактически у нас есть 5-8 лет на определение посылов, смыслов и внедрения принятых решений. В это время важно помнить о том, что за этим процессом надо следить, даже лучше в нем участвовать, ведь это то, в чем будем жить мы, наши дети, внуки, города , регионы, страна.

Рассмотрим некоторые из этих стратегических вопросов более подробно

  1. «Хорошее образование».

Мы все видим яркие дискуссии, высказывание диаметрально противоположных позиций, принятие и внедрение неоднозначных решений в образовании в России. Аналогично в Бразилии, Великобритании, США, Швеции и других странах. Вопросов много. Например, как одновременно найти время для огромного потока новых знаний по новым предметам и для этических разговоров в школе, ведь выполнение домашних заданий даже в начальной школе занимает 2-3 часа в день? Или как выбрать, чему именно теперь учить по биологии, физике, химии в курсе образовательной школы? Вообще, учить ли предметам или, как Финляндия, ориентироваться на обучении по темам ? Должны ли все дети освоить 3D печать и понимать нанотехнологии? Надо ли в школе осваивать, как приготовить здоровую еду, починить розетку или мобильный телефон? Я не говорю о гуманитарных науках – где тоже идут дискуссии и о литературе, и об истории, и о количестве иностранных языков, которыми должен владеть уважающий себя человек.

Изменения в образовании касаются не только школы, они касаются всей системы развития и жизни человека. Просто в школе вопросы более яркие, более заметные и быстрее затрагивающие всех нас. Но трансформация идет и в колледжах, и в университетах, она все больше касается взрослых — их обучения совершенно новым профессиям и переобучения. Ответы здесь формулируются более четко: так, на Форсайт-флоте в России в мае этого года работа одной группы была посвящена теме «Развития университета третьего поколения» — новой роли университета в жизни людей, городов, развитии наук и технологий, решении задач.

С этой системной трансформацией и ответом на сложные вопросы о «хорошем образовании» нас ждет приход новых хороших учителей как в школы, так и в университеты. Быть учителем снова станет уважаемо и интересно, мы опять увидим Учителей с большой буквы. Возможно, многие из нас займутся преподаванием в зрелом возрасте, обладая достаточным опытом не только в университетах, но и в колледжах, и в школах.

  1. «Ликбез по новым наукам, технологиям и укладу жизни».

С ликбезом по новым наукам в чем-то проще, поэтому часть вопросов решается, – появляются фаблабы, открываются лаборатории, начинает снова активизироваться кружковое движение, в школе принимают, что новым наукам надо учить, да и сама жизнь наталкивает поколение Z на освоение новых технологий. Чего не хватает сейчас? Ресурсов. Нет учебников, нет интересных экспериментов, которые можно проводить в школе, оборудования для них. Нужно много классных учителей по предметам, связанным с науками. В целом в России с этим вопросом проще с точки зрения восприятия, одобрения в обществе.

  1. «Что такое хорошо и что такое плохо»:

Здесь много вопросов непроговорено, и нам нужны публичные обсуждения, дискуссии на множестве площадок. Например,

  • Кто такой хороший современный ребенок? Что он знает, что умеет делать, как себя ведет в обществе, к чему стремится?
  • Как такой хороший современный человек? И снова: что он знает, что умеет делать, как себя ведет в обществе, к чему стремится?
  • Определение границ и правил общежития– Что не делает «хороший человек» в современном мире. Это касается новых правил общежития, в том числе с учетом технологий и устройств, которыми пользуются практически все. Например, из простого – «хороший человек» не оставляет включенным звук мобильного телефона в помещении или кинотеатре или «хороший человек» не покупает неэкологичные продукты и сервисы, а старые устройства заменяет на новые, более энерго-эффективные и оставляющие меньший след на планете.
  1. «Как общаться детям и взрослым»

Эти изменения затрагивают большую группу вопросов, связанных с одобряемыми форматами взаимодействия взрослый–ребенок, причем в разных вариантах: с родителями, с дедушками-бабушками, с учителями. Тут дискуссия становится более эмоциональной, людям договориться сложнее, т.к. все из нас в своем роде являются экспертами по данным вопросам и каждый высказывает свое мнение.

Вдобавок мы высказываем свою позицию под влиянием ценностей поколений. Переживают и хотят лучшего в этом взаимодействии представители всех поколений. Но поскольку в оценке и вариантах действий в сложившейся ситуации разные поколения считают правильными разные методы, решения, описывают их разным языком, делают акцент на разных деталях– то начинаются яркие поколенческие споры. Отличная иллюстрация этого процесса — появившаяся на днях колоритная дискуссия между Беби-Бумером Денисом Драгунским, который написал в очерке о воспитании поколения Z и взаимодействии c ним бабушек-дедушек-родителей-детей в Gazeta.ru (http://www.gazeta.ru/comments/column/dragunsky/6742769.shtml) , и пограничником поколения Беби-Бумер-Х Марком Розиным, который рассказал о своем взгляде на воспитание и восприятие поколения Миллениум и поколения Z в Снобе (http://snob.ru/profile/29546/blog/93611). Оба взгляда правильные, но они очень поколенчески разные. Да и поколения, которые описываются в них – тоже разные. И реакции возникают разные на них: например, от представителей поколения Х я слышала комментарии по поводу бебу-бумерских доводов Д.Драгунского: «он откровенно все передергивает», «мне не нравится». И размышления по поводу позиции М.Розина, что «у родителей слишком высокие ожидания от самих себя».

Что делать, чтобы эти стратегические выборы были сделаны быстрее, правильнее, заботливее и чтобы были учтены интересы и волнения разных поколений? Решать вопросы, сотрудничая в межпоколенческих командах. В данном случае – на уровне страны и разных отраслей, и разных регионов. Слушая разные поколения, понимая, что именно они хотят сказать и подчеркнуть. Собирать всех вместе. Научиться ценить эту разнопоколенческую команду: и новую молодежь Миллениумов, и таких умных детей-Z, и Иксов в возрасте 30-40 лет, и Беби-Бумеров, и представителей Молчаливого поколения. Это значит, что в области взаимодействия детей, взрослых, образования решения найдутся и воплотятся только вместе. Помните главное, стратегические решения по этим направлениям будут работать следующие 80 лет! Так что надо взять ответственностью.

Подробнее про разные поколения в материалах на RuGenerations http://rugenerations.su :

1 Comment

  1. Есть о чем подумать всем, и родителям, и педагогам, да и самим детям, уже умеющим читать

Добавить комментарий