Непростые рецепты по управлению Х-ми

Автор: Евгения Шамис, Евгений Никонов. Специально для RuGenerations.

На неформальной встрече в 2008 году мы рассказывали о Теории поколений, ее применении в бизнесе и в жизни. Реакция присутствовавших Х-ов очень соответствовала их ценностям: слушали с интересом (еще бы, ведь мы сразу сказали, что это может дать им  «конкурентные преимущества»:)), искали несоответствия, говорили о том, что они «уникальны», ни на кого не похожи, не принадлежат ни к одному поколению. А вот руководитель Беби-Бумер (ББ), который сидел рядом, начал сразу же задавать практические вопросы. Некоторые из вопросов, которые с ним обсуждали, приведены в этом материале:

В управлении X-ми много нюансов (предлагаем всегда помнить, что действия, поступки конкретного человека определяются большим набором фактором из которых ценности поколений — один из них). Приведем некоторые рекомендации для руководителей ББ:

1. Пояснять СМЫСЛ поставленной цели, задачи, какой-то деятельности т.е. почему она возникла, что за этим стоит, что происходит вокруг (ценности X — необходимость наличия смысла и понимание этого смыла, рационализм-прагматизм, признание его как личности т.е. он не просто исполнитель, который делает что сказали). Этот пункт часто не выполняется руководителями ББ — в их системе ценностей цель не требует пояснений, а поручение должно быть исполнено просто потому, что оно выдано руководителем и сомнений  быть не может.

2. Пояснять почему достижение этой цели важно для самого руководителя, в чем его выгода, интерес.  X более ориентирован на интересы конкретного человека. Если он их  понимает, ему легче действовать. В «официальных» коммуникациях ББ обычно присутствует только пояснение выгод для компании, отрасли или даже страны.

3. Спрашивать X о его интересах (сам обычно не рассказывает). Искать и пояснять как выполнение задачи с этими интересами связано. Например, ему важно не выполнение требований  КЗОТ в отношении оплаты переработок, знак за выслугу лет, повышение в должности, получение почетной грамоты, а возможность получить информацию ограниченного распространения, совместить путешествия и работу, или просто побыть побольше с семьей (ценности Икса — деньги как возможность обеспечить безопасность себе и семье, путешестия-поездки в которых совмещаются работа и отдых, возможность управлять своим временем).

4. Давать X возможность выбора — это одна из ключевых поколенческих ценностей. Любого выбора — например, «вы можете пойти на эту программу обучения или на другую», «эти решения вы можете принимать самостоятельно»). Это может быть просто выбор цвета крышки ноутбука (а как вы думаете для кого их стали красить?:)) . Выбор «или ты это сделаешь, или уйдешь» — нарушение ценностей — неуважение к личности, отсутствие выбора, отсутствие драйва. Могут уйти. Почему они все-таки иногда остаются в такой среде ? У них есть своя выгода, ради которой они прагматично готовы с чем-то смириться.

5. Позволять X самостоятельно выбирать время для работы (или хотя бы выбирать из нескольких заданных вариантов), особенно на позициях руководителей и ключевых специалистов. При этом надо помнить, что X ориентированы на решение задачи и достижение целей — при необходимости сами останутся сверхурочно, будут использовать свои личные ресурсы или время на выходных. Задать четкие рамки рабочего времени, а тем более наказывать за их нарушение = нарушение ценностей (им надо — возможность управлять своим временем, уважение к личности, выбор).  Дать возможность самостоятельно управлять своим временем (например, свободный график) — очень хорошая мотивация для X.

6. Четко прописывать систему правил, последствий за нарушения, вознаграждений за достижения. В силу ценностей X будут постоянно «проверять» систему правил и стремиться выходить за ее рамки. Остановить X может только рациональное понимание что за это будут последствия (надо найти баланс между предоставлением свободы, уважением к личности и необходимости соблюдать правила с помощью выгод и следования интересам X).

7. Помнить о том, что X некомфортно себя чувствуют во время стабильности (все их детство прошло в эпоху перемен и набор индивидуальных технологий «заточен» под действия в этих условиях). Иногда, если изменений нет, X их  сами провоцируют (это происходит неосознанно). Посмотрите на количество «внутренних проектов» в подразделениях, которыми руководят X;

И последнее, о чем хочется сказать. Х важна помощь в построении управленческой команды. Его собственный набор технологий ориентирован на персональную эффективность и достижение целей за счет своих усилий или работы ПРОЕКТНОЙ команды ПРОФЕССИОНАЛОВ (существует для достижения какой-то цели). Легкий тест для управленцев — какое слово лучше описывает возможность Вами определять ситуацию в стране/компании/организации/проекте: ВЛАСТЬ или ВЛИЯНИЕ? (Первое — скорее ББ, второе — скорее X).

Просьба к X, которые читают этот материал, если что-то зацепило или кажется важным —  дайте пожалуйста обратную связь. Лучше комментарием на этот пост, можно письмом на rugenerations(at)gmail.com — мы опубликуем.

20 Comments

  1. Вы пишете о поколении Х: «…все их детство прошло в эпоху перемен и набор индивидуальных технологий «заточен» под действия в этих условиях)». Как это все детство в эпоху перемен? Это о поколении 1965-1982 г.р.? Да в моем детстве как раз была стабильность! Это поколение Y росло в эпоху перемен.

    1. Анна, спасибо за вопрос.

      Поколение Х в России родилось с 1965 по 1984 года рождения. Год рождения по 1982 — это действительно эпоха застоя. Для формирования ценностей важен не только год рождения, а время до 10-12-14 лет — когда вырабатывается мировоззрение. Получается,что росли и взрослели представители этого поколения в другое время.
      Давайте проанализируем события на примере людей 1975 года рождения. Их ценности формировались по 1989 год, когда им было 14 лет.
      Давайте посмотрим события, начиная с 1982: очень быстрая смена генеральных секретарей (Черненко, Андропов, Горбачев), начало перестройки в 1985, гласность, появление видео-салонов, СП, кооперативов, знаменитый съезд народных депутатов в 1989, огромное количество новых передач, газет — появление которых наблюдали представители поколения.
      Т.о. детство очень многих представителей поколения Х начиналось в эпоху стабильности, а их формирование шло в другое время; в результате это поколение видело контраст стабильности и изменений. Для следующего поколения Y такого контраста не было — для них перемены были всегда и являются нормой жизни.

      С уважением, Евгения Шамис

  2. Все-таки с 1965 по 1984 — это довольно большой промежуток. Получается, что для приведенного Вами в пример 1975 г.р. (да и мой 1969 г.р. тоже подходит) перемены начались в подростковом возрасте. Т.е. столь важная для каждого ребенка стабильность и понятность мироустройства сменилась нормальной подростковой сумятицей:) Между тем для 1965 г.р. перемены 1987-89 годов пришлись на возраст 22-24 года. Пожалуй, это тоже неустойчивый возраст, по крайней мере для тех, кто как раз успел отучиться в вузе и выйти в «большую жизнь». Вместо налаженной схемы вуз — работа по распределению — постоянная работа по специальности получили полную неизвестность и «свободу».
    Да, Евгения, Вы правы, контраст налицо для всех возрастов поколения Х.

    Особенности поколения Y наблюдаю на примере собственного сына (ему 17).

  3. Евгения, привет.
    Очень понравилась статья. Во многом согласен. Подозреваю, что если посидеть-подумать, то буду согласен во всем))

  4. Теория заинтересовала (много совпадений), но как мне кажется на отнесение человека к тому, либо иному поколению помимо года рождения влияют еще и особенности восприятия, а также окружение, в котором формировалась личность (страна, центр/провинция, люди и т.д.), т.е. люди одного возраста могут принадлежать к разным поколениям (и наоборот). Правильнее было бы привязываться к неким событиям, знаковым для рассматриваемого общества и чем они масштабнее/сильнее/продолжительнее, тем большее влияние на поколение они оказывают и здесь уже возможны более точные закономерности и прогнозы (например, большая война приводит к появлению поколения такого-то типа, технологическая революция порождает другой тип и т.д.)

    1. Здравствуйте. Вы правы, возраст действительно не является идентификатором поколения, мы так об этом и говорим: «Поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями». Года рождения все (и мы) используем просто потому что в эти диапазоны родилось большинство людей с ценностями этого поколения да и людям так понятнее. Люди одного возраста действительно могут принадлежать к разным поколениям. Географическое место конечно влияет, вместе с тем важно не само место, а то насколько оно связано с окружающим миром — чем больше связано, тем больше выражена общая динамика поколений. События также важны, но и они только часть влияющих факторов. Ценности поколений выявляются как результат большой работы: как ГРУППА людей поколения проявляет свои ценности, что поколение делает в результате, в каких условиях росли дети, каким был популярный подход к воспитанию, о чем и как говорили в обществе и т.п.

      С уважением,
      Евгений Никонов

  5. Да мы жили в стабильности,а не эпохе перемен. И когда делаешь дело — стараешься делать качественно и надолго. Как можно делать временные, не надежные вещи — не понимаю! Как можно принимать полумеры, искать полурешения, разве это естественно быть полуподвешенным в воздухе, крепко стоять на двух досках посредине реки?

  6. Ребята у вас на сайте мало материалов про мотиваторы и особенности поколения Х. А ведь — они ваши главные потребители. Да и общую статью с табличным раскладом по особенностями поколений (поколение — особенности — ключевая метафора — мотиваторы — отношение к деньгам — работы в команде ) мне кажется стоит добавить :)). Пишу как типичный Х :))
    Анна Несмеева. НП СРВК. Сообщество внутренних коммуникаторов.
    anna@inside-pr.ru ; nesmeeva@yandex.ru
    +7 (926) 900-11-43

    1. Анна, здравствуйте. Это хорошо звучит как идея, но невероятно трудозатратно в реализации. Мы пока выбрали путь рассказывать нюансы на презентациях, воркшпах или тренингах, где есть возможность вживую донести СМЫСЛ. Вам ли не знать, что письменный язык очень ограничен в разъяснении таких сложных явлений. Вместе с тем, мы кое-что делаем и в сторону описания. Пожелания услышали. Еще есть?

      1. Тогда ждем больше кейсов по поколению Х — о них есть косвенные материалы

  7. Родилась в 1981 г. Всё про меня. Особенно 5 и 7. Стабильность угнетает.

  8. Родилась в 1965 г. Читала характеристику поколения и удивлялась. Как все точно. От первого до последнего пункта — все про меня.

    1. Вы не представляете как мы сами удивляемся кадый раз, когда приходим к незнакомым людям и рассказываем об их ценностях.
      И для них это «о них», им это интересно, они в это включаются и начинают пользоваться.

      С уважением,
      Евгений Никонов

  9. 1976 г.р. И, кстати, мужа тоже. Зацепило все. Это идеальные правила управления мной лично.

  10. На мой взгляд, поколение «Х» необходимо разделить. Все-таки формирование ценностей в период с 75 по 82 это одно, а с 85 по 94 это совсем другое. Это две, а это и три разных мира. Выше, вы описали события сильно повлиявшие на формирование ценностей поколения Х, это чехарда генсеков, Горбачев, перестройка, идеологический и экономический проигрыш в холодной войне, объединение Германии, развал соцлагеря, распад СССР, расстрел Белого дома… Такие масштабные события нельзя сравнивать с брежневской эпохой застоя. По крайней мере в нашей стране эти поколения необходимо разделить. Наша страна имеется ввиду Россия, потому что в других республиках бывшего Союза, начались не менее глобальные перемены после 1991 года. В Грузии, в Молдове, в Азербаджане, Армении, в Таджикистане вспыхнули межнациональные конфликты с применением оружия. Война имеет очень мощное воздействие формирование жизненной позиции, вносит необратимые изменения в шкалу жизненных ценностей. Считаю более точным определение , что люди родившиеся с 1964 по 1974 это личности с одним мировозрением и ценностями, «Х» а с 1975 по 1985 другие, скорее всего «XY».

  11. Отличное описание! Ко мне очень подходит (1963 г.р.), ко многим моим ровесникам. Мне тоже не очень нравится объяснение, что потребность в нестабильности (или смене обстоятельств, событий и т.п. связано с тем, что мы формировались в эпоху перемен. Тут что-то другое. Это требует дополнительных раздумий. Стоит поискать другое объяснение.

  12. Вообще тему открыл для себя… Пока присматриваюсь, размышляю. Сам я родился в 75… Насчет поиска изменений, если их нет — в самую точку!
    Спасибо Евгении и соавторам за материалы!

  13. 100% обо мне. Родилась в 1985, но я Х по ценностям и поведению. Почти все совпало. Особенно про свободу и возможность выбора. Кстати, спасибо и за статью про беби-бумеров. У меня один из последних шефов как раз был из этого поколения. Я все время думала, че он так пафосно разглагольствует про успех компании и другие космические корабли?))) а оказывается, это еще и поколение такое)

Добавить комментарий для ИринаОтменить ответ