Герои-миллениумы в фильме «Ученик Чародея»

Автор: Евгения Шамис. Специально для RuGenerations.

Когда в феврале 2010 в Сочи я вела ток-шоу «Поколение Y: миф или реальность?» для Фонда Потанина, на сцене сидели гости – представители поколения Х, в первом ряду гости – представители поколения Беби-Бумеры, а в зале  -поколение Y, кто-то из экспертов обращаясь к стипендиатам сказал: «Именно вы должны стать теми людьми, кто изменит многое в России». И зал взорвался: «Мы ничего не должны», «Не делайте нас обязанными», — говорили ребята в микрофон.

Главный герой фильма «Ученик чародея» (производство Уолт Дисней)  Дейв (представитель поколения Y)  тоже не хотел быть героем-волшебником , а «пришлось»… Ему фразу «Ты не можешь, а должен (…победить злую волшебницу Моргану)», — сказал его учитель, волшебник Бальтазар. Эта фраза показывает, что у героев часто нет выбора и возможности решать, что делать, хотят они становиться героями или нет. Они действуют, потому что так надо, потому что времени на раздумья нет.

Как появляется герой 21-го века? Как часто бывает, он появляется «случайно», из  обычной городской жизни. Внешне это обычный парень с улицы, не особо примечательный внешне. (Мы уже писали об этом раньше в материалах про фильм «Перси Джексон или Повелитель Молний»).

В Нью-Йорке на стыке тысячелетий главный герой — Дейв, будучи 10-летним школьником (представителем поколения Y),  узнает, что он «избранный». И как узнает ! Он попадает не только в другой мир, но и в мир другого поколения: лавку странствий, которая выглядит как коллекция антикварных предметов из путешествий поколения Х. Хозяин лавки Бальтазар выглядит странно (или «уникально», как сказали бы представители поколения Х): это не только человек другого возраста, но и другого поколения.  С растрепанными кудрявыми волосами и немного безумным взглядом, как у всех современных кино-волшебников (обратите внимание, нынешние волшебники — это не седовласые старцы), он одет в длинный плащ из сыромятной кожи. Этот странный человек Бальтазар  позднее станет учителем Дейва. И тут герой фильма  видит борьбу двух волшебников –уже упомянутого неформально одетого мага и второго, в официальной одежде.  Понятно, что один из этих волшебников вроде бы  хороший, а второй — плохой.  Но кто именно? – Как разобраться 10-летнему мальчишке. Выбор сделать сложно, да и до героя дорасти, дозреть надо. История прерывается на 10 лет. Снова она начинается в 2010 году, в наше время,  когда молодому герою 20 лет, он учится в университете на факультете физики и обладает научными знаниями.

Как выглядит добро и зло в фильме? Его показывают через противостояние двух учеников Мерлина – хорошего и плохого (оба Х), борьбу которых уже видели.  Это похоже на состояние поколения Х, которое прошло через неоднозначные времена, и у котрого граница между «хорошо» и «плохо» очень размыта. Один из них, добрый помощник Мерлина – Бальтазар, в свое время помогал Мерлину сражаться со злом, а затем странствовал по свету и искал преемника Мерлина, попутно сохраняя равновесие в мире.

Как строятся отношения  и взаимодействие поколений? Вначале Дейв (Y)  не понимает  Бальтазара (X) – сохранение свободного от злодеев мира и практичный выбор старомодных туфлей, проводящих энергию, кажется ему странным. Но в то же время умение мастерски водить машину (не сама машина), красивые трюки с падением на крышу огромной металлической птицы тоже нравятся Y. В результате Бальтазар не только обучает Дейва  как профессиональный волшебник (777 уровня!), но и становится ему другом, «старшим товарищем»,  разговаривает о таких сложных вопросах как выбор, предназначение, жизнь и любовь  – т.е. фактически о самом Y. Искреннее внимание к личности  — это именно то, что подкупает поколение Игрек. (В бизнесе тоже J).

Соответствие героев фильма поколениям

Кто в фильме Ценности какого поколения показывает Как проявляется принадлежность к поколению
Дейв Миллениум (Y)

Архетип: Герой

Не знает про свои уникальные способности, пока не возникают особые обстоятельства;

Учится в обычной стандартной системе образования (школа, университет) (X больше учатся и апелируют к собственному опыту);

Не чувствует дискомфорта, будучи учеником (X конкурирует с учителем);

Спасает глобально;

Есть друзья, которые помогают спасти мир (действуют командой);

Не выпячивает свои способности;

Заинтересован в улучшении ситуации в городе, для человечества;

Не сомневается в понимании, что есть добро, а что есть зло (выбор необязательно правильный, но сомнений выбора у него нет);

Есть возлюбленная со школы, которая становится соратницей, она не сидит в стороне и ждет, а активно участвует в событиях.

Бетти (возлюбленная молодого волшебника) Миллениум (Y)

Архетип:
Герой

Бальтазар Блейк, хороший маг (наставник) X

Архетип: Странник, Кочевник

Каждому их них понятно, что есть добро и зло, но у каждого из них это представление разное. В течение жизни они продолжают исследовать эти понятия;

Очень важна личная жизнь;

Борются за любовь;

Предпочитают действовать в одиночку – очень важна своя свобода;

Используют оригинальные(нестандартные) методы волшебства, воздействия;

Получают кайф  от вызова, соперничества, борьбы;

Не претендуют на ключевое место «героя», не видят себя героями;

У них уникальный внешний вид.

Вероника (возлюбленная Бальтазара, добрая волшебница) X

Архетип:
Странник, Кочевник

Максим Хорват (злой волшебник) X-BB

Архетип: Странник-Пророк

Мерлин Предыдущее воплощение Y

Архетип: Герой

Какую эволюцию пройдет Y,  чтобы стать героем? Он учится устанавливать свое ментальное равновесие, что и помогает ему в решающий момент битвы, когда ученик чародея открывает, что он может творить волшебство сам, без помощи артефактов. Что и делает: ради победы добрых сил, жизни людей, любви . Умение творить волшебство без артефактов — это уровень великих героев волшебного мира – Мерлина, например. Y это  воспринимает как норму, а вот Х привлекает (ведь это выход за рамки, нарушение правил, уникальность).

Победа над злыми силами не напрасна и для человечества, и для главного героя: и Y, и его учитель Х находят свою любовь в конце фильма. Любовь Дейва —  современная студентка с гуманитарного факультета, которая умеет слышать музыку,  увлекается йогой и, которая, поборов свой страх, помогает Дейву в решающей схватке. Любовь Бальтазара — еще одна помощница Мерлина Вероника – которая в свое время спасла  мир и любимого, поглотив в себе зло в лице Морганы. В общем  Happy end.  Счастливы Х, Y и все остальные жители, которые ничего не знают о своем чудесном спасении. Впрочем, так счастливо и должны заканчиваться фильмы про героев.

Географически в Нью-Йорке появляется альтернативный Великобритании (и Хогвардсу)  центр чародейства, где волшебники живут «среди нас». Герои-Чародеи любят мегаполисы – там много событий для их героического поведения. Надо отметить, что в современной кинокартине Америка вообще населена волшебниками и разными необычными существами:  там, например,  исправляются и становятся благородными вампиры  на Западном побережье, живут оборотни из индейского клана (из «Полнолуния. Сага»). Идет глобализация волшебного мира. А что у нас, в России?  В России вопрос,  когда появятся и чем будут заниматься великие волшебники пока открыт.

Подведу итоги: фильм показывает, что общество продолжает получать новых добрых героев современного времени — представителей поколения Y. Снова (как и в фильме «Перси Джексон и повелитель молний») наделенных особой силой, о которой они до поры-до времени не знают. Их умение творить волшебство подкрепляется научными знаниями и экспериментами. Это хорошие герои — защитники мира и людей. Начало 21-го становится временем создания новых мифов, историй о героях современности.

Добавить комментарий