Автор: Евгения Шамис. Специально для RuGenerations.
Когда в феврале 2010 в Сочи я вела ток-шоу «Поколение Y: миф или реальность?» для Фонда Потанина, на сцене сидели гости – представители поколения Х, в первом ряду гости – представители поколения Беби-Бумеры, а в зале -поколение Y, кто-то из экспертов обращаясь к стипендиатам сказал: «Именно вы должны стать теми людьми, кто изменит многое в России». И зал взорвался: «Мы ничего не должны», «Не делайте нас обязанными», — говорили ребята в микрофон.
Главный герой фильма «Ученик чародея» (производство Уолт Дисней) Дейв (представитель поколения Y) тоже не хотел быть героем-волшебником , а «пришлось»… Ему фразу «Ты не можешь, а должен (…победить злую волшебницу Моргану)», — сказал его учитель, волшебник Бальтазар. Эта фраза показывает, что у героев часто нет выбора и возможности решать, что делать, хотят они становиться героями или нет. Они действуют, потому что так надо, потому что времени на раздумья нет.
Как появляется герой 21-го века? Как часто бывает, он появляется «случайно», из обычной городской жизни. Внешне это обычный парень с улицы, не особо примечательный внешне. (Мы уже писали об этом раньше в материалах про фильм «Перси Джексон или Повелитель Молний»).
В Нью-Йорке на стыке тысячелетий главный герой — Дейв, будучи 10-летним школьником (представителем поколения Y), узнает, что он «избранный». И как узнает ! Он попадает не только в другой мир, но и в мир другого поколения: лавку странствий, которая выглядит как коллекция антикварных предметов из путешествий поколения Х. Хозяин лавки Бальтазар выглядит странно (или «уникально», как сказали бы представители поколения Х): это не только человек другого возраста, но и другого поколения. С растрепанными кудрявыми волосами и немного безумным взглядом, как у всех современных кино-волшебников (обратите внимание, нынешние волшебники — это не седовласые старцы), он одет в длинный плащ из сыромятной кожи. Этот странный человек Бальтазар позднее станет учителем Дейва. И тут герой фильма видит борьбу двух волшебников –уже упомянутого неформально одетого мага и второго, в официальной одежде. Понятно, что один из этих волшебников вроде бы хороший, а второй — плохой. Но кто именно? – Как разобраться 10-летнему мальчишке. Выбор сделать сложно, да и до героя дорасти, дозреть надо. История прерывается на 10 лет. Снова она начинается в 2010 году, в наше время, когда молодому герою 20 лет, он учится в университете на факультете физики и обладает научными знаниями.
Как выглядит добро и зло в фильме? Его показывают через противостояние двух учеников Мерлина – хорошего и плохого (оба Х), борьбу которых уже видели. Это похоже на состояние поколения Х, которое прошло через неоднозначные времена, и у котрого граница между «хорошо» и «плохо» очень размыта. Один из них, добрый помощник Мерлина – Бальтазар, в свое время помогал Мерлину сражаться со злом, а затем странствовал по свету и искал преемника Мерлина, попутно сохраняя равновесие в мире.
Как строятся отношения и взаимодействие поколений? Вначале Дейв (Y) не понимает Бальтазара (X) – сохранение свободного от злодеев мира и практичный выбор старомодных туфлей, проводящих энергию, кажется ему странным. Но в то же время умение мастерски водить машину (не сама машина), красивые трюки с падением на крышу огромной металлической птицы тоже нравятся Y. В результате Бальтазар не только обучает Дейва как профессиональный волшебник (777 уровня!), но и становится ему другом, «старшим товарищем», разговаривает о таких сложных вопросах как выбор, предназначение, жизнь и любовь – т.е. фактически о самом Y. Искреннее внимание к личности — это именно то, что подкупает поколение Игрек. (В бизнесе тоже J).
Соответствие героев фильма поколениям
Кто в фильме | Ценности какого поколения показывает | Как проявляется принадлежность к поколению |
Дейв | Миллениум (Y)
Архетип: Герой |
Не знает про свои уникальные способности, пока не возникают особые обстоятельства;
Учится в обычной стандартной системе образования (школа, университет) (X больше учатся и апелируют к собственному опыту); Не чувствует дискомфорта, будучи учеником (X конкурирует с учителем); Спасает глобально; Есть друзья, которые помогают спасти мир (действуют командой); Не выпячивает свои способности; Заинтересован в улучшении ситуации в городе, для человечества; Не сомневается в понимании, что есть добро, а что есть зло (выбор необязательно правильный, но сомнений выбора у него нет); Есть возлюбленная со школы, которая становится соратницей, она не сидит в стороне и ждет, а активно участвует в событиях. |
Бетти (возлюбленная молодого волшебника) | Миллениум (Y)
Архетип: |
|
Бальтазар Блейк, хороший маг (наставник) | X
Архетип: Странник, Кочевник |
Каждому их них понятно, что есть добро и зло, но у каждого из них это представление разное. В течение жизни они продолжают исследовать эти понятия;
Очень важна личная жизнь; Борются за любовь; Предпочитают действовать в одиночку – очень важна своя свобода; Используют оригинальные(нестандартные) методы волшебства, воздействия; Получают кайф от вызова, соперничества, борьбы; Не претендуют на ключевое место «героя», не видят себя героями; У них уникальный внешний вид. |
Вероника (возлюбленная Бальтазара, добрая волшебница) | X
Архетип: |
|
Максим Хорват (злой волшебник) | X-BB
Архетип: Странник-Пророк |
|
Мерлин | Предыдущее воплощение Y
Архетип: Герой |
Какую эволюцию пройдет Y, чтобы стать героем? Он учится устанавливать свое ментальное равновесие, что и помогает ему в решающий момент битвы, когда ученик чародея открывает, что он может творить волшебство сам, без помощи артефактов. Что и делает: ради победы добрых сил, жизни людей, любви . Умение творить волшебство без артефактов — это уровень великих героев волшебного мира – Мерлина, например. Y это воспринимает как норму, а вот Х привлекает (ведь это выход за рамки, нарушение правил, уникальность).
Победа над злыми силами не напрасна и для человечества, и для главного героя: и Y, и его учитель Х находят свою любовь в конце фильма. Любовь Дейва — современная студентка с гуманитарного факультета, которая умеет слышать музыку, увлекается йогой и, которая, поборов свой страх, помогает Дейву в решающей схватке. Любовь Бальтазара — еще одна помощница Мерлина Вероника – которая в свое время спасла мир и любимого, поглотив в себе зло в лице Морганы. В общем Happy end. Счастливы Х, Y и все остальные жители, которые ничего не знают о своем чудесном спасении. Впрочем, так счастливо и должны заканчиваться фильмы про героев.
Географически в Нью-Йорке появляется альтернативный Великобритании (и Хогвардсу) центр чародейства, где волшебники живут «среди нас». Герои-Чародеи любят мегаполисы – там много событий для их героического поведения. Надо отметить, что в современной кинокартине Америка вообще населена волшебниками и разными необычными существами: там, например, исправляются и становятся благородными вампиры на Западном побережье, живут оборотни из индейского клана (из «Полнолуния. Сага»). Идет глобализация волшебного мира. А что у нас, в России? В России вопрос, когда появятся и чем будут заниматься великие волшебники пока открыт.
Подведу итоги: фильм показывает, что общество продолжает получать новых добрых героев современного времени — представителей поколения Y. Снова (как и в фильме «Перси Джексон и повелитель молний») наделенных особой силой, о которой они до поры-до времени не знают. Их умение творить волшебство подкрепляется научными знаниями и экспериментами. Это хорошие герои — защитники мира и людей. Начало 21-го становится временем создания новых мифов, историй о героях современности.