Теория поколений, или откуда берутся ценности

Автор — Евгения Шамис. Специально для блога на  Harvard Business Review Россия

Нам кажется, что всем маленьким детям говорят одно и то же: «Будьте хорошими… Ведите себя хорошо…. Учитесь хорошо». Но это не так — в разные периоды времени нам транслируют разные детали этого хорошего поведения.

Отличная иллюстрация — стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Помните: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Приведу для примера несколько ответов папы:

Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик…

…Этот, хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
в жизни пригодится».

Сейчас мы не говорим нашим детям — «Будьте храбрыми!» или «Спорьте с грозными соперниками», мы говорим о смелости, о целеустремленности, порой даже добавляем: «Если можешь, не дерись». Да и про пользу труда мы сейчас практически не разговариваем с детьми. А вот чтение книг активно обсуждается в обществе, но не в смысле, что надо начинать читать (кстати, не тыча в книгу пальчик!) — а в смысле, что помимо компьютера и компьютерных игр надо еще читать книги. 

Помимо изменения акцентов в воспитании, меняются окружение и визуальный фон, в которых растет ребенок: игровые площадки, облик улиц, городов, внешний вид людей и их действия. Хорошая иллюстрация — изменение плакатов, которые окружают детей, и, соответственно, сообщений, которые они транслируют. Например, детей Беби-бумеров (это 1943—1963 года рождения в России) окружали жизнерадостные плакаты, на которых люди улыбались, были изображены в движении. Даже слова-лозунги на плакатах показывали активность и целеустремленность: «На поля! На стройки!», «В космос!» или известное высказывание: «Партия сказала: «Надо!» — «Комсомол ответил: «Есть!» Что воспринимает ребенок, глядя на такие плакаты? Что жизнь позитивна, что можно осваивать большие пространства — даже вне земли и что можно строить длинные планы на жизнь, потому что это большие проекты.

Ну и наконец, для каждого поколения происходят свои особенные запоминающиеся события события: полет Гагарина в космос для Беби-бумеров, прощание Олимпийского мишки в 1980-м для поколения Х, 11 сентября для поколения Миллениум. Эти события воспринимаются детьми совсем по-другому, чем взрослыми — они включают другие эмоции, формируют другое отношение к происходящему.

Вроде бы небольшие события. Но именно под влиянием всех этих событий у человека незаметно формируются ценности поколений. Эти ценности совпадают среди больших групп людей, для которых понятны свои особые образы, свои кодовые фразы и свои события. Если ты не относишься к определенному поколению, ты просто не поймешь всего этого, для тебя не будет смысла в некоторых вещах.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: