«Потерянное поколение» или почему так сложно с Миллениумами (Y-ми) ?

Автор: Евгения Шамис. Специально для проекта RuGenerations.

Сейчас в российском и в мировом обществе активизировались диалоги про поколения. Темы, которые обсуждают разные поколения, отличаются: Иксов волнует взаимодействие и управление поколениями – что не случайно, ведь именно Иксы находятся на управляющих позициях. Поэтому у них есть много сотрудников разных поколений, в том числе непонятное поколение Миллениум, а также принимающие большие решения Беби-Бумеры. Беби-Бумеры ищут себе преемников и новые большие цели — это особенно заметно в технологических отраслях и в политике. Недавно появившееся на рынке новое поколение потребителей – поколение Зет (они же Homelanders – Домоседы или Поколение национальной безопасности), которое живет в цифровой среде – заявляет свои запросы на новые продукты, сервисы и образование. Родители Иксы и Миллениумы-Иксы пытаются разобраться, что делать со своими детьми. В целом, идет множество диалогов о том, как взаимодействовать.

Во всем этом обсуждении есть особый диалог: поколение Миллениум постоянно обсуждает свою самоидентификацию. Что происходит? Почему они никак не могут остановиться. Давайте разберемся. Итак, Миллениумы, они же Игреки  — молодежь 1985 – 2003 года рождения в России и странах СНГ. Если учитывать поколение без пограничников (пограничные, эхо-поколения) – то это будет молодежь 1989 – 1999 годов рождения.

О чем они говорят, пишут, что обсуждают? Вот несколько высказываний Миллениумов, характеризующих их восприятие жизни и мира.

  • «Модно искать себя, а не ходить на работу с 10 до 18. Все журналы и блоггеры про это пишут».
  • «Я закончил университет в прошлом году. Все мои однокурсники знают, что не будут работать по профессии» (Много историй про то, как ходили на работу с 10 до 18 и это не доставляло радости, когда они были «офисным планктоном», а потом нашли в дополнительное время любимое дело и ушли с основной работы).
  • «Если мы зайдем в современные модные паблики, то увидим – что там обесценивается все. Это постоянная гонка на опережение, когда ты не успеваешь влиться в волну».
  • «Мы сами конструируем свой соцстатус, а не достигаем его».
  • «Поймал себя на мысли, что аргументов «за» Y (в плане достижений_… у меня совсем нет, в то время, как за «Х» их много. Тем не менее, Y могут вложить очень много качественных ценностей в мир и подготовить его для Z, которые, в свою очередь, будут более самостоятельными и более эффективными, чем мы».
  • «Необязательно быть циничными, чтобы чего-то добиться. Но недаром миллениалов называют поколением снежинок, они более чувствительны, но ими движет страсть и энтузиазм, а также они всегда готовы сражаться за правое дело и справедливость, и за свои собственные права. Так что, кто чего больше добьётся — это еще можно поспорить)»
  • «По сравнению с нашими родителями мы имеем возможность наконец выбирать себе профессию по душе и даже если не боремся с таким остервенением за выживание (необходимость отпала), то хотя бы пытаемся разобраться, что нам действительно нравится делать».

Если проанализировать специфику обсуждения у Миллениумов в самых разных городах России и других стран, видно, что молодые люди ощущают себя «потерянным поколением» сейчас, во взрослом возрасте – то есть когда им 20-30 лет. Надо сказать, что неопределенное восприятие, граничащее с нигилизмом, характерно для подросткового возраста. Традиционно оно исчезает к 20 годам. А нынешние Миллениумы и в 20-30 лет говорят о своей потерянности из-за того что не понимают свое будущее, не понимают, как к нему готовиться.

Подобная неопределенность характерна только для этого поколения. Ее не наблюдалось ни у поколения Икс, ни у Беби-Бумеров. Сложность с самоидентификацией Миллениумов похожа на происходившее в начале 20-го века с поколением Победителей и Строителей (1900-1923 года рождения). Кстати, поколение Строителей считается предыдущим воплощение Миллениумов. Именно  поколение Строителей в 1920-е годы назвали «потерянным поколением». Придумала этот термин Гертруда Стайн – она, как своеобразный старший наставник, так назвала окружавшую ее молодежь в Париже. Среди окружавших ее были молодые и талантливые литераторы, остро чувствовавшие происходящее и неопределенность своего поколения  — такие как  Э.М.Ремарк, Т.Вулф, Ф.С.Фицжеральд.

Название «потерянное поколение» закрепилось в обществе – в итоге так стали называть всех молодых людей, которые попали на Первую мировую войну и потом не могли адаптироваться к жизни. Фактически под «потерянным поколением» подразумевали молодых людей, которые после социальных и моральных перемен начала XX века разочаровались в настоящем, утратили идеалы, не видели своего будущего и отказались от традиционной системы ценностей. Порой они уходили в достаточно радикальное поведение, пытаясь найти себя: вели разгульную жизнь, искали приключения, чувствовали разрыв с реальностью и пессимизм (как описано, например, в книге «Великий Гэтсби»).

Самое интересное, на какой-то период представители поколение Строителей признали такое название и самоидентификацию – они сами называли себя «потерянными». Наверное, такое название им даже нравилось. Например, Э.Хэмингуэй даже дважды использовал термин «потерянное поколение» в своих произведениях — как эпиграф к своему роману «И восходит солнце», а также в романе «Праздник, который всегда с тобой».

История с самоидентификацией у поколения на этом не закончилась, иначе бы и сейчас мы называли людей, родившихся в 1900-1923 года, «потерянным поколением». Теперь мы знаем, что позднее произошла трансформация: и мы, и само поколение  назвали себя поколением Строителей и Победителей. Возможно, молодым людям того поколения нужно было пройти стадию самоидентификации в молодости, когда они чувствовали себя «потерянными».

Аналогичная история и чувство потерянности актуальны и для нынешних Миллениумов. Они тоже проходят эту стадию сейчас, когда им 20-30 лет. Поэтому мы видим, что Миллениумы пытаются доказать в первую очередь себе самим, что они успешные и многое могут сделать. Они спорят и ищут свою самоидентификацию, стремятся избавиться от чувства «потерянности», хотят определиться с настоящим и будущим.

Как именно Миллениумы пытаются идентифицировать, «приземлить» себя? Например, они ищут гармонию жизни в настоящем– в связи с этим у поколения много разговоров о «балансе», в частности, балансе работы и жизни. Миллениумы обсуждают этот вопрос и  активно делятся опытом, у кого что получилось. Другие важные диалоги Миллениумов, направленные на самоидентификации, касаются определения «Кто я?», «Как мне организовать свою жизнь?» и «Есть ли жизнь после корочки (то есть университетского диплома)?».

Вопросов по самоидентификации у поколения Миллениум много, они комплексны, в них огромное число лакун-пробелов, на которых нет ответов. Так что молодые люди теряются и не знают, куда обратиться за помощью, чтобы понять себя. Они ходят на тренинги, работают с коучами, читают материалы на форумах, даже меняют работы. Но ответов пока не находят.

Неопределенность для поколения настолько беспрецедентно высокая, что сейчас социологи отмечают появление отдельных групп молодежи, которые совсем не в состоянии определиться, кто они такие и чем им заниматься. В результате эти молодые люди уходят в состояние «невидимок» и в сознательном возрасте (18+) не учатся, не работают, а остаются наравне с подростками на попечении родителей и пытаются разобраться в себе. Их неизвестность и потерянность настолько высоки, что они не знают что и как делать, поэтому в прямом смысле запираются дома или уходят в виртуальный мир, где хоть что-то понятно.

Видно, что вопросы самоопределения стали супер-актуальны для Миллениумов. Они хотят найти себя и доказать, что они хорошие — поэтому в  их живом общении и в интернете (на форумах и пабликах) возникает много споров и обсуждений формата «давайте докажем, что мы лучше других» поколений. Этот доказывание прекратится, когда Миллениумы пройдут  стадию потерянности во взрослом возрасте и ответят на вопрос «кто мы такие». Это определит трансформацию и покажет, что поколение сделает, кем станет в дальнейшем.

С идентификацией Миллениумами самих себя, «выдохнут» и другие поколения, потому что сейчас всем сложно из-за этой неопределенности. Ведь сейчас непонятно, что делать со взрослыми ребятами, которые ищут ответы на столько основополагающих вопросов. Поколение должно определиться. И оно сделает это!

5 Comments

  1. Не совсем понятно про самоопределение. Если это только ЭТАП в жизни каждого человека, то как можно ВСЁ поколение называть потерянным. Ведь, по аналогии с 1900, Игреки лет через 5-10 определятся в жизни и перестанут быть потерянными. Тогда кто они?
    Или поколению X и бэйби-бумерам вообще не были присущи эти черты («ищут свою самоидентификацию, стремятся избавиться от чувства «потерянности», хотят определиться с настоящим и будущим»)?

  2. Прочел с интересом. Мне 35, как раз «миллениум». Вижу ситуацию так. Во второй половине прошлого века ушло в небытие традиционное воспитание, стоявшее на трех китах: страх наказания,поощрение инициативы и труда, религиозное или идеологическое научение. Все три вместе, как легко можно заметить, создают баланс, необходимый для развития нормальной личности. У поколения наших старших братьев 70-х годов рождения убрали религию и идеологию, ни Бога, ни Ленина… результат — сила и активность, ведущие в пропасть: алкоголизм, наокомания, распущенность и гомосексуализм. Тут все понятно. У нас же, тех, кто родился в 80-е, сложилось немного иначе. Если брать деревенских ребят, то почти как у старших братьев, но появилась религия и бедствия 90-х, все прошло мягче, в пропасть не улетели. У нас городских выбили инициативу и свободу, вбили страх. Что нельзя обьяснили, что можно — нет. Результат — социофобия и инфантильность. Но и деревенские также оказались разобщены из-за аморального воспитания в стиле 90-х. Одни, в результате, запуганы, другие разобщены и душевно кастрированы. Короче говоря, полная социальная импотенция целого поколения. Каков же выход? Мне думается, нужно больше слушать разум, общаться с адекватными людьми, даже если это не в кайф. Хороший человек важнее профессии или эмоционального наслаждения, так как нужно научиться общению без психологических стимуляторов, тому, что ты или другой человек важен сам по себе, как личность, а не в силу каких-то вторлстепенных качеств. Это тяжело, но иначе будем деградировать.

    1. Моя мама мне говорила,что мы,родившиеся с 1980 по 2000 будем воевать,как наши прадеды,родившиеся с 1900 по 1930….вообщем,есть поколения воинов,строителей,победителей и тд и тп….. Наши прадеды родившиеся с 1900 по 1930,воевали , наши деды,родившиеся с 1930 по 1950 строили,наши родители,родившиеся с 1950 по 1980 жили в мире….а мы родившиеся с 1980 по 2000 будем опять воевать, а наши дети будут строить заново новую страну,новую реальность…. Даты рождения пишу примерные ,плюс минус десять лет.

      1. Не обязательно воевать. Проходить трудные времена.

Добавить комментарий для АртурОтменить ответ