Дружба крепкая не сломается: как дружить с детьми-Хоумлендерами?

Автор: Евгения Шамис. Специально для RuGenerations

Сейчас много разговоров о том, что дети ведут себя не так, как мы привыкли и что надо учиться по-новому ладить с ними. Кажется, что они и раньше так делали — просили родителей не кричать на них, жаловались на учителей и школу. Поэтому взрослые учат жизни детей, исходя из своего опыта: «А вот я в твоем возрасте…». Но это не работает!

Что работает? Cначала мы поделимся с вами 6 советами, как стать настоящим другом детям-Хоумлендерам, а потом объясним, почему так происходит, откуда такой запрос — почему все так активно включаются в диалог об активном родительстве и хотят стать настоящими друзьями для детей.

Вот 6 работающих советов от RuGenerations, как стать настоящими друзьями для детей-Хоумлендеров (2003-2023 г.р.). 

  1. Не кричите и не орите на них. Это категоричное нет. Дети-Хоумлендеры хотят, чтобы с ними разговаривали спокойным голосом. Всегда. Даже когда вы волнуетесь и переживаете.
  2. Выслушайте их точку зрения, дайте возможность высказаться и вместе ищите компромисс. Это про умение спокойно принимать точку зрения детей: даже если не согласны с ними, объясните-обоснуйте, что не так. Не говорите: «я взрослый, главный, я знаю лучше». Выскажите свою точку зрения аккуратно, с уважением к другим мнениям, чтобы не обидеть, без крика-ора (см. п.1). Дети-Хоумлендеры вообще про спокойный, ненасильственный разговор и про разнообразие мнений. Они с дошкольного возраста умеют выслушивать разные мнения и договариваться друг с другом, находить компромисс.
  3. Помогайте поддерживать их хобби и интересы, а не те, которые вы считаете важными. Сейчас, как сказали ребята, «возможностей для хобби и интересов слишком много, чтобы справиться в одиночку».  Дети просто не знают, что выбрать. Кстати, репетиторы — один из способов помощи развиваться в том, что ребенка интересует. Поэтому спросите об интересных сферах развития своих Хоумлендеров и ищите репетиторов по тому, что ребенку интересно.
  4. Выделяйте много времени на разговор на двоих, всей семьей. Сейчас время долго и качественно разговаривать, обсуждать, слушать при взаимодействии с детьми. Хоумлендеры про длинный глубокий разговор в кафе.
  5. Показывайте свои эмоции и отношения, не закрывайтесь. Ваш гайд, как это делать — мультфильм «Головоломка». Если вы — представитель поколения Икс «с ключом на шее», то вы разрулили много непростых ситуаций на улице в детстве и юности. Теперь обязательно рассказывайте своим детям, как вы действовали, что получилось, а что нет, о чем переживали. Учите Хоумлендеров показывать эмоции – подбирать правильные слова, интонацию, мимику, тренируйте их soft skills уважительного взаимодействия — как на практике не обижать других людей словами и действиями. Иксы и пограничники, вы это круто умеете делать, как на улице с друзьями в детстве.
  6. Развивайте сторителлинг. Сейчас время хороших слушателей и рассказчиков. Поэтому самое время развивать умения хорошо рассказывать истории. Это поможет вам лучше донести идею, описать ситуацию и показать выводы — поделиться с Хоумлендерами знаниями, опытом, мыслями. Кстати, и от них многое узнаете. В итоге и друзьями с детьми будете, и в жизни-работе это пригодится.

Самое главное: это все работает на понимание, помогает выстроить отношения с детьми-Хоумлендерами и стать настоящим другом для современных детей. Дети знают, что им важно быть счастливыми, а счастье состоит из многого – это повседневные действия, решения, эмоции, состояния, поэтому во всем этом надо разбираться и разговаривать. Вместе!

Что произошло и почему сейчас все взрослые мира так активно хотят стать осознанными родителями? Почему рекомендации «не орать» и «показывать эмоции» появились именно с Хоумлендерами?

Сейчас в 2020-е, время супер-активного родительства. Этот период начался с 2003 года и продолжается, пока рождается и растет поколение Хоумлендеров (2003-2023  г.р.) – их другое название поколение Z. Родителями поколения Хоумлендер являются Иксы (1964-1984 г.р.) и Миллениумы (1985-2002 г.р.) – все они активно включены в родительство.

На супер-активное родительство повлияло несколько факторов:

  1. Профессионализм поколения Икс. Идею активного родительства начало развивать поколение Икс, для которого «профессионализм» является ценностью. Поскольку профессионалом быть только на работе невозможно, Иксы заговорили о «профессиональном родительстве» — стали профессионально включаться в воспитание и обучение ребенка. Скажите, кто не получал удовольствия от проведения комплексной диагностики ребенка? Выстраивания индивидуального маршрута обучения?
  2. Высокая ценность детей и детства у поколения Икс. Иксы знают с детства, что дети важны и в них важно всегда вкладываться. На такое восприятие повлияло крутое детство нынешних родителей-Иксов, практически не ограниченных в перемещении и выборе интересных дел, когда они были в садике и в школе. Вдобавок в детстве поколения прошел огромный промоушен того, что дети важны: вспомните количество фильмов с главными героями-детьми, которые были сняты в то время. В фильмах дети решали задачи, с которыми взрослые не справлялись. Вот Иксы и готовят сейчас Хоумлендеров решать вопросы стран и мира, в которых взрослые могли запутаться.
  3. Важная концепция настоящего друга, которая сформировалась в детстве поколения Икс. Тогда, на улице и в кружках, у нынешних родителей появились друзья, проверенные по-настоящему — в играх, времени, в сложных ситуациях. Поэтому сейчас у поколения такой большой запрос на то, чтобы стать хорошим другом для своих детей.
  4. Важное умение выражать свои эмоции и договариваться, которые сформировались у Иксов на улице. Роль эмоций и умения уважительно выражать свои мысли, выслушивать разные точки зрения, договариваться, работать с разнообразием снова актуальны. Как это сделать, если человек только кричит? Никак.
  5. Поиск смысла у поколения Миллениум. Идею профессионального родительства Иксов поддержало поколение Миллениум – с их поиском смысла понятие дополнилось, в итоге появилось новое словосочетание «осознанное родительство», которое попало в ценности поколения. Миллениумы стремятся осознанно подойти ко всей жизни, и к воспитанию своих детей тоже.
  6. Высокая ценность обучения у Хоумлендеров и одновременно отсутствие договоренности между всеми поколениями, что такое хорошая школа: чему и как там учить, как сделать школу интересной и полезной современным детям. Дети-Хоумлендеры хотят учиться – из всех поколений у них самая высокая ценность качественного образования и запрос на это. Но, как показывают наши исследования в RuGenerations, у детей появилось много вопросов к школе: к содержанию уроков, к школьной программе, к учителям – не только к тому, как они преподносят материал, но и к их человеческим, морально-этическим качествам. Например, актуальный вопрос про добрых людей в школе: дети в разных городах одинаково формулируют направление для изменения школы и говорят про «злых вахтеров, учителей, завучей», про невозможность поделиться личной информацией с учителями и психологами – так как она становится публичной, а значит болезненной. Хоумлендеры хотят ходить в школу, но интересную и современную — чтобы не только учиться с удовольствием, но и общаться, развиваться, интересно жить. Дети, не найдя хороших возможностей в школе, начинают разговоры о домашнем обучении, что естественно вызывает споры в обществе. (Прим. По данным исследования ВШЭ, 2019, в Москве количество детей, которые перешли на домашнее обучение, выросло с 1 до 7% за 2019 год). Это предъявляет новые требования к родителям, подкрепляет запрос на профессиональность и осознанность.

В итоге неудивительно, что 2010 и 2020-е — это время, когда родители во всем мире знают, что нужно уделять детям много времени и внимания. Такое поведение считается нормой, а не чем-то удивительным. Что еще важнее: об этой необходимости (что взрослые, родители должны уделять детям много внимания) знают и современные дети-Хоумлендеры: они привыкли к тому, что родители уделяют им много внимания, проводят с ними много времени, активно вовлечены во взаимодействие.

Кстати, если родителей порой «напрягает» количество времени, которое дети проводят со взрослыми, то детям это нравится. Хоумлендерам так комфортно со взрослыми, что они с удовольствием ходят на «взрослые» мероприятия и часто находят друзей именно среди взрослых. Сейчас, когда 4-х летний мальчик говорит, что «у него есть друг дядя Игорь, которому 40 лет», у нас это не вызывает никаких вопросов. Мы понимаем, что тут нет никаких подтекстов, дядя Игорь много разговаривает и вкладывается в развитие ребенка, в общем с нашими умными, развитыми детьми так и должно быть. Сейчас у дружбы нет возрастных границ, важнее общность интересов.

Что делает общество для Хоумлендеров? Как в этом совместно участвуют дети и родители.

Дети живут в мире, полном внимания к ним со стороны взрослых, компаний, государства. Они знают, как можно получить это внимание, какие возможности использовать, знают – где, чему и как можно научиться.

Запрос на активное участие взрослых в жизни детей поняли не только отдельные люди, но и компании, организации, правительства. Посмотрите, сколько возможностей: в разных городах мира увеличивается количество качественных образовательных программ для детей — работают городские лектории (в Москве это «Прямая речь», «Ситикласс»), усилены развивающие программы в музеях мира (в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Сингапуре, Санкт-Петербурге) все, даже взрослые музей делают образовательные программы для детей. Эти лектории и программы функционируют как платформы, объединяющие разные ресурсы, и дают выбор современным детям: хочешь — посмотри трансляцию, а хочешь — приди на живые курсы к Илье Колмановскому, Дмитрию Быкову, к нам в RuGenerations, в известным мировым режиссерам. Взрослым тоже везет – они вместе с детьми или индивидуально попадают на разные, реально интересные, развивающие мероприятия.

Другие решения — городские программы дополнительного образования, которые встраиваются в традиционные системы образования, помогают городам и регионам готовить специалистов разных профессий. Мы про них, правда, не всегда быстро узнаем, но их интересность высока. Например, Правительство Москвы запустило ряд интересных решений для разных поколений, куда включены не только дети, но и взрослые:

  • «Дни без турникета» — экскурсии в профессию, а не просто визит в компанию. В такие дни семьи (дети разного возраста, родители, дедушки-бабушки) могут попасть в разные компании, предприятии и посмотреть, как они работают. В ходе таких визитов проходят квесты, культурные мероприятия, мероприятия по знакомству с профессиями. В общем, создан выбор на любой возраст (ср. экскурсии из детства Иксов на предприятия родителей).
  • Программы технопарков – сейчас в мегаполисе работает 18 детских технопарков, ещё 2 будут открыты в 2020 году. Можно просто учиться на программах в технопарках, а можно их использовать дополнительно — по результатам работы и учебы в них, ребенок может получить дополнительные баллы к ЕГЭ.

Такой процесс идет не только в России, но и в мире. Получается интересная глобальная история, когда музеи, и другие программы встраиваются в традиционное образование, развитие и обучение, в развитие семей.

Родители могут стать и уже становятся хорошими партнерами для обучения, развития, жизни. Дети хотят с нами разговаривать, общаться, учиться, узнавать про наш опыт, выстраивать отношения – быть с нами настоящими друзьями. Интересы взаимны! Этим надо пользоваться.

Добавить комментарий