ЧТО МЫ УЗНАЛИ НА ОНЛАЙН-КУРСАХ О ПоколенияХ в 2020 году

Автор: Евгения Шамис, специально для RuGenerations.

В июне 2020 мы запустили онлайн-программы про то, как понимать себя и друг друга через поколения. Это серия курсов:

  • про детей, подростков (поколение Z — 2003-2023 г.р.) и родителей, где они совместно разбираются, как им лучше взаимодействовать по разным темам.
  • про взрослых (поколения Икс 1964-1984 г.р. и Миллениум 1985-2002 г.р.) – как через поколения лучше жить, развиваться, работать.

К концу 2020 года провели 7 курсов – 6 детско-родительских и 1 про и для взрослых. Вела эти курсы с позиции, что происходит с поколениями и как это можно интегрировать в жизнь разных семей, чтобы не ломать, а делать все комфортно и с заботой.

Что интересного увидели и что привлекло наше внимание?

Супер-актуальна тема про подростков и молодежь до 20 лет

Тема с подростками всегда актуальна, но сейчас особенный вызов — нынешние подростки и молодежь — пограничное поколение Миллениум –Хоумлендер (15-21 лет) добавляет сложностей. Они родились на границе двух этапов мирового экономического цикла — когда экономического спад переходил в экономический кризис. Поэтому они гораздо острее воспринимают происходящее, где-то ведут себя сверхчувствительно или даже агрессивно. Но это не отменяет того, что с ними важно договариваться.

Что делать? Сначала выводить подростков из ситуации, когда они разговаривают только сами с собой, с ровесниками. Дать им площадку и пространство высказаться так, чтобы они увидели, что их слышат. Сейчас у них ощущение, что мы, взрослые, родители их не слушаем, не слышим, не понимаем. Потом — обязательно привлекать третью сторону или несколько сторон, чтобы вместе с ними обсуждать, слушать разные точки зрения и искать подходящие варианты решений. Родителям сейчас сложно решать вопросы самим, в одиночку. А подростки ищут адекватных людей, советы, варианты действий и готовы их обсуждать. Таких людей, которые могут объяснить свои взгляды, важно показать подросткам и молодежи.

Дети и подростки хотят разговаривать и позитивно относятся к участию в таких онлайн-курсах, как у нас, всей семьей

Это не значит, что они сразу сами бросаются выполнять все задания курса. Но что они делают – с радостью отвечают на вопросы родителей, когда те приходят с желанием лучше разобраться и что-то понять про компьютерные игры, про их жизнь . Подросткам важно, что родители разговаривают глубоко — не задают поверхностных вопросов, а правда пытаются разобраться в ситуации. Это, кстати, совпадает с ценностями поколения Икс.

Дети и подростки с удовольствием присоединяются к видеоэфирам сами, озвучивают свою точку зрения, аргументируют ее. В большинстве случаев, их позиция и взгляд неожиданны для родителей, взрослых, учителей – потому что ценности и мнения поколения Z кардинально отличаются.

Что делать? Продолжать формировать традиции и привычку формулировать взгляды, точку зрения у детей и подростков, аргументировать свою позицию, развивать умение обсуждать разные темы – и те, которые просто интересны, приятны, и те из них, которые сложные и вызывают конфликты.  Это же важно делать и родителям, чтобы их лучше услышали.

Тема, которую не ожидали увидеть настолько масштабно, — беспорядок 

Огромный вызов для многих родителей мира. Сейчас не просто беспорядок, а, как сказали нам участники курсов, «срач» в комнатах у детей, подростков. Обычный беспорядок был и будет всегда, особенно у подростков, но чтобы в такой степени, как сейчас, — никто не может вспомнить. Пример: когда дети бросают фантик на пол прямо там, где они стоят, не доносят даже до стола. В этой ситуации родители Иксы, Икс-Миллениум очень обижаются, — поскольку для них это несоблюдение семейных правил, договоренностей, миропорядка в семье. Ситуация с уборкой дома воспринимается поколением Х еще и как демонстрация инициативности, неравнодушия, ответственности за себя и за семью. А дети и подростки этого вообще не понимают, искренне  недоумевают – из-за чего родители так эмоционально реагируют.

Что делать?  Садиться и проговаривать с детьми новый реалии, в которые мы попали. Наша новая реальность – это домработницы, помощницы по дому, специальные сотрудники в компаниях. Детям важно объяснять, как и что работает, почему все равно стоит следить за порядком и чего от них ждут родители. Во время прямых встреч зал замирал, когда обсуждали этот вопрос – настолько сильным и эмоциональным были разговоры. Не ждите, что все решится, как в детстве Иксов, когда можно было просто сказать – «иди приберись, помой посуду и делай что угодно».

Здесь опять нужна третья сторона. Нам подростки и дети Z рассказывали то, что не могли сформулировать родителям.

У нас в семьях не хватает культуры насмотренности

Насмотренность — умение увидеть разные варианты действий, не переходить на стадию критики, а наоборот быть любопытными и уметь называть похожие события, явления разными словами, видеть нюансы в этой разницы.

Для чего нужна насмотренность? Чтобы сформулировать свою точку зрения, аргументировать ее и показать нюансы. Именно поэтому важно проговаривать разные взгляды на ситуации и в группе делиться (пусть и без деталей) своим пониманием, позицией с другими. Тогда возникает возможность посмотреть на ситуацию под другим углом и найти решение там, где не ждали в традиционном восприятии. Сейчас мы реально плохо делимся своими находками и часто при обсуждении скатываемся в критику и осуждение. А где детям и подросткам этому научиться, если мы сами этого не делаем?

Что делать? Подсматривать идеи, решения у других и развивать навыки – как формулировать, задавать вопросы и рассказывать о разных вещах, делиться мнением и опытом с другими людьми. И делать это с удовольствием. Социальное подглядывание – это хорошо, но важно и отдавать: уметь формулировать. И учиться таким вещам лучше вместе с детьми, в семьях.

На взрослом курсе про баланс в условиях неопределенности и Covid-19 явно прозвучала тема непонимания, что такое баланс

Баланс воспринимается Иксами и Миллениумами только как работа vs жизнь, но по факту сейчас эта тема гораздо шире. Напрягаться-расслабляться, ставить фокусы и не загонять себя — это тоже вопросы про баланс и заботу о себе. У нас была забавная ситуация, когда у участников не было времени и сил, чтобы пройти этот курс по баланс. Анекдот, да и только.

Что делать? Приходить, озвучивать свою практику, слушать других. И только потом пересматривать свой подход. Частая ошибка —  мы пытаемся резко и кардинально сломать систему и выстроить что-то новое. В большинстве случаев не надо ломать всё кардинально — лучше настраивать свою систему, находить небольшие решения и подсматривать идеи у других. Здесь помогли и круто сработали эфиры, которые мы записывали с гостями курса, потому что мы разбирали нюансы и обсуждали вопросы под другим углом.

Добавить комментарий