«Ослабь хватку» или «Профессиональное родительство» поколения X.

Евгения Шамис, специально для проекта RuGenerations

Если посмотреть на происходящее вокруг, то видно – что поколение Икс (1964-1984 года рождения) активно включено в воспитание и развитие детей, многие из которых относятся к т.н. поколению Homelanders (Домоседы, они же Поколение национальной безопасности, они же поколение Z). И это поколение попало!

Заниматься образованием своего ребенка — модный тренд, который касается не только продвинутого населения, но большинства. Так что сейчас в обществе период расцвета «профессионального родительства» родителей-Иксов — они в процессе активного поиска себя как лучшего родителя-друга-наставника, определения своей роли в жизни ребенка. Как в России, так и в мире.

Мамы и папы с раннего возраста оценивают способности ребенка, а потом делают основательный выбор — чем ребенку заниматься. Они скрупулезно изучают возможности развития детей, выбирают лучшие игрушки, книги и программы обучения, спектакли и выставки, детские сады и школы, правильные кафе с комнатами для игр, учителей и репетиторов, питание и одежду, что можно, а что нельзя делать. Заодно они выбирают друзей и круг общения. Цель проста —  сделать все ради успеха и счастья детей (ключевое слово – ВСЁ), чтобы все было классно, по-правильному.

Родители-Иксы  действуют с размахом – они с удовольствием определяют весь многообразный ландшафт жизни своего ребенка. Сначала они активно критикуют существующие решения и традиционные площадки для детей в области образования и развития, такие как школы и садики (причем, часто по делу), ищут устраивающие их решения. Потом, не найдя подходящего в соответствие со своими высокими профессиональными стандартами, создают свои собственные новые форматы и проекты. Конечно, в результате дети получают самое лучшее и интересное для развития и обучения – преподавателей, игры, материалы. Посмотрите, сколько в России появилось альтернативных возможностей получить образование для детей помимо школы и кружков в традиционной модели и обратите внимание на популярность уникальных форматов не только у родителей, но и у детей. Например, на лекциях по литературе от Дмитрий Быкова или биологии от Ильи Колмановского аншлаг (программы лектория «Прямая речь»). Аналогично сейчас везде: на курсах «Кодабры», мероприятиях «Робофеста», программах  «Карьерный навигатор» в МШУ Сколково и школы «Крашпро».

Преподавать на курсах для детей взрослые сейчас считают важным, актуальным и активно это делают. Им нравится!  А вот кто «попал» с этим? Учителя. Потому что для школы, для учителей возник новый сценарный вызов: ученики сравнивают своих школьных учителей с лучшими, эксклюзивными преподавателями России и даже мира. Как с ними быть на одном уровне?! Здесь хочется ожидать хороших последствий в долгосрочной перспективе: школьные учителя повысят свой уровень и интересность своего преподавания, вырастет уважение к профессии учителя в обществе. Или нет ….

Вернемся к детям и родителям. Нынешние родители выращивают супер-профессионалов с детского возраста во всем  — языках, робототехнике, биологии и даже в кулинарии. Поэтому у детей каждая минуты учебы, развития, отдыха организованы качественно, с максимальной отдачей. Причина понятна: родители –Иксы хотят показать и дать детям разнообразную жизнь. Они стараются так, что не могут пропустить ни минуты. Поэтому берут детей, начиная с младшего возраста, везде – в рестораны, в кафе, в музеи, в театры. Ведь ребенок полноценный член общества, как и взрослые. Взрослость подкрепляют информационные сообщения и программы: по телевизору идет множество программ для детей, где они соревнуются и действуют по правилам жизни взрослых («Голос. Дети», «Супер-шеф. Дети»). А мы смотрим на этих маленьких супер-шефов и думаем: «Чтобы я так пел/а, готовил/а, делал/а!».

«Профессиональное родительство» поддерживается современными технологическими возможностями:

  • возможность подобрать персонализированные образовательные форматы, учитывая узкую профессиональную направленность и интересы ребенка (пишу про детей, а ощущение, что говорю про подготовку взрослых сотрудников). Сейчас в сети выложено множество видео-уроков от сильных учителей по всем предметам, там же можно найти примеры и логику объяснения сложных задач  и вопросов – большая часть материалов в видео-формате. Появились новые сценарии обучения и развития: когда ребенок знает, что оперируя сложившимся меню, можно не только посмотреть разные варианты объяснений у разных учителей, но и пересмотреть материал несколько раз, выбрать преподавателя и формат, которые лучше всего подходят именно ему. Выбор преподавателей, которые подходят персонально —  привычная среда ребенка-Homelander, начиная с раннего детства. Это результативно, удобно.
  • растет число форумов и групп для родителей — форумы для семей, отдельно для мам и для пап, для экспатов, для любителей технического образования. Многочисленные чаты родителей  — тех, кто ходит в одну группу в детством саду, гуляет на площадке и учится в одной школе – дополняют эту коммуникацию. На форумах, в чатах и группах обсуждаются всевозможные решения и вызовы родителей, а также два ключевых вопроса: «Как быть настоящим родителем-профессионалом» и «Как сделать счастливым детство своего ребенка».

Как вы поняли – все для того, чтобы родители чувствовали себя настоящими профессионалами. Но профессионализм требует времени. Даже в небольших вопросах. Нам рассказывают родители пограничники Икс-Миллениум (родились с 1982 по 1987 года), которые оказываются в явном меньшинстве среди родителей учеников младшей школы, собрания длятся долго и на них каждый, даже самый незначительный вопрос,  обсуждается детально. Это не случайно — ведь в обсуждении своего уникального ребенка и его счастья участвуют настоящие профессионалы, болеющие за дело. Ведь «все дело в мелочах» — поэтому их и надо обсуждать!

Что происходит? Откуда берется феномен «профессионального родительства» у поколения Икс? На него работают две ценности поколения — ценность профессионализма и ценность детства.

  • Ценность профессионализма. Как истинные профессионалы (а это сильнейшая ценность поколения), родители-Иксы не могут остаться равнодушными к плохим программам развития детей и своему родительству.  Они активно включаются в процесс.  Посмотрите на количество стартапов в области образования, которое сейчас создается как Иксами, так и «пограничниками»  Беби-Бумер-Икс , и Икс-Миллениум.
  • Ценность детства. У поколения Икс, как поется в песне, «было детство». Настоящее, свободное, наполненное событиями! Главными героями фильмов поколения были дети. Они  могли всё. Теперь детство воспринимается поколением Икс как архиважный период жизни, поэтому они стараются дать классное детство своим детям и ответственно конструируют его.  В том числе они компенсируют занятость своих родителей-Беби-Бумеров, которые в детстве поколения Икс были постоянно на работе.

Могут ли Иксы перестать быть «профессиональными родителями» или это внутренняя программа, которую нельзя преодолеть? Можно. Надо признать себя как классных родителей и похвалить. И хотя бы иногда дать свободу детям самим определять правила, сценарии жизни, а себе сказать -«Ослабь хватку!»

2 Comments

  1. Спасибо за интересную статью! Очень хотелось бы видеть новые публикации от вас на тему детско-родительских отношений с точки зрения поколенческих ценностей. И повторюсь, очень интересно было бы узнать ваше мнение об особенностях эхо-поколений.

  2. Что-то не совсем получается:
    Поколение X (1964-1984 года рождения).
    Поколение Z c 2000.
    Берём среднего X 1970г.р.
    Чтобы у него ребёнок был Z, ему нужно родить в 40 лет.
    Может имелись ввиду родители Игреки? Вот они действительно озабочены детьми: посмотрите сколько роликов на ютюб начиная от беременности и заканчивая.. а хотя нет, не заканчивая.. ))

Добавить комментарий