Автор: Евгения Шамис, Евгений Никонов. Специально для RuGenerations
В этом году состоялось празднование 35-й годовщины с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Однако интерес к строительству БАМа проявлялся еще с первой половины 19 века, а фактические работы начались еще в 1933 году. Что ждет БАМ? Появится ли еще одно поколение, для которого БАМ станет символом их молодости (комсомольской молодости)? Есть ли в проекте по строительству БАМа закономерности, которые стоит учесть при долгосрочном планировании?
Напомним о том, что примерно каждые 80 лет рождаются поколения, ценности которых похожи. Хоув и Штраус называют эти поколения по временам года, проводя аналогии с основными тенденциями этого времени: Весна, Лето, Осень, Зима.
В рамках этого экспресс-исследования мы будем называть такие поколения названиями их «воплощений», родившихся в 20 веке т.е. GI, Молчаливое, Бэби-бумеры, X. Таблица соответствия – ниже.
18 век | 19 век | 20 век | 20-21 век | |
«Осень» | 1822-1842 | GI (1901-1923) |
Y (1983 –2000) | |
«Зима» | 1742-1766 | 1843-1859 | (М)Молчаливое (1923-1943) | Z (2001 -2023) |
«Весна» | 1767-1791 | 1860-1882 | (BB)Беби-Бумеры, (1943-1963) | 2024-2044 |
«Лето» | 1792-1821 | 1883-1900 | Х (1963-1983) | 2045-2065 |
В таблице ниже приведены ключевые факты и официальные постановления по БАМу с момента его создания. Для каждого факта/постановления указано кто в этот момент являлся главой государства, к какому поколению он принадлежал, а также в какой фазе находились представители всех поколений: Д. – Детство, Ю.В. – Юный взрослый, С.В. – средний возраст, П.В. – пожилой возраст. Выделено в какой фазе находилось поколение, к которому принадлежал глава государства, – это поколение, которое находилось у власти.
Год | Ключевые факты и официальные постановления по БАМу, кто у власти | В каком возрасте поколения | |||
д. | ю.в. | с.в. | п.в. | ||
Первая половина 19 в. | Появляются первые предложения и проекты транспортного освоения Забайкалья и Приамурья. Первыми о железнодорожном строительстве в этом районе заговорили сосланные в Сибирь декабристы. Александр I Павлович Романов (1777-1825) — М |
X | BB | М | GI |
1888 | Русское техническое общество предложило проложить «железную дорогу через всю Сибирь» от Тайшета севернее Байкала. Александр III Александрович Романов (1845-1894) — М |
X | BB | М | Gi |
1906-1914 | В России вновь обсуждается идея «Второго Транссиба». Севернее Байкала проводятся изыскательские работы. Кто у власти: Николай II Александрович Романов (1868-1918) — BB |
GI | X | BB | М |
1924 | Совет Труда и Обороны СССР утвердил перспективный план строительства железных дорог страны. В бумагах впервые обозначены контуры будущего «Второго Транссиба». Кто у власти: В.И. Ленин (1870-1924) — BB | GI | X | BB | М |
1933 | Самое первое правительственное постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Проектным организациям поручено начать изыскания трассы БАМ. Впервые на картах появляется станция Бам (на Транссибе). Кто у власти: И.В. Сталин (1878-1953) — BB |
М | GI | X | BB |
1937 | ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о строительстве БАМа от Тайшета до Советской Гавани.Организован и приступил к работе «БАМтранспроект» — специальная организация по изысканиям и проектированию магистрали. Кто у власти: И.В. Сталин (1878-1953) — BB |
М | GI | X | BB |
1972 | Начало строительства современного БАМ (на станции БАМ отсыпаны первые кубометры грунта в железную дорогу Бам — Тындинский). Кто у власти: Л.И. Брежнев (1907-1982) — GI |
X | BB | М | GI |
1974 | Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР No 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». До этого, 15 марта Л.И.Брежнев на выступлении в Алма-Ате назвал БАМ «важнейшей стройкой IX пятилетки». Началась активная пропагандистская компания новой «великой стройки», ведущей свое начало еще из 19 века. Кто у власти: Л.И. Брежнев (1907-1982) — GI |
X | BB | М | Gi |
1978 | Постановление ЦК КПСС и СМ СССР No 798 «О мерах по обеспечению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» Кто у власти: Л.И. Брежнев (1907-1982) — GI |
X | BB | М | Gi |
1985 | Постановление ЦК КПСС и СМ СССР No 651 «О мерах по дальнейшему строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» . Кто у власти: К.У. Черненко (1911-1985) — GI |
GI | X | BB | М |
1989 | Подписан акт Государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМ. Вся магистраль передана железнодорожникам (МПС СССР). Кто у власти: М.С. Горбачев (род. 1931) — M |
GI | X | BB | М |
1992 | Постановление Правительства РФ «О мерах по завершению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и сооружению железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск». Кто у власти: Б.Н. Ельцин (1931-2007) — М |
GI | X | BB | М |
1997 | Постановление Правительства РФ No 728 «О первоочередных мерах по экономическому стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Кто у власти: Б.Н. Ельцин (1931-2007) — М |
GI | X | BB | М |
1999 | Постановление Правительства РФ No 481 «Вопросы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Кто у власти: Б.Н. Ельцин (1931-2007) — М |
GI | X | BB | М |
2007 | Программа развития БАМ до 2020. Кто у власти: В.В. Путин (1952 г.р.) — BB |
М | GI | X | BB |
Наблюдения
Повышение интереса, формулирование идей по развитию БАМ приходится на моменты нахождения у власти представителей Молчаливого поколения — Александр I, Александр III, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин.
Непосредственно работы начинаются в период нахождения у власти представителей Бэби-бумеров – Николай II, В.И. Ленин, В.В. Путин
Наиболее активно работы ведутся в период нахождения у власти представителей поколения GI – Л.И. Брежнев
Новый цикл, связанный с работами на БАМе уже начался, направления развития определены в конце 20 века, начато строительство.
Прогноз
Года | Характеристика активности на БАМ | |
«зима» | 2001-2023 | Начало работ |
«весна» | 2024-2044 | Снижение активности |
«лето» | 2045-2065 | Самое активное развитие и строительство |
«осень» | 2066-2087 | Завершение цикла, формулирование направлений дальнейшего развития |
Таким образом следующий период наиболее активных работ на БАМе можно будет ожидать в 2045 — 2065 году.
Использованные материалы:
1. «Долгая дорога», Евдокия Карпова, Петр Мироненко, Коммерсант Bussiness Guide, 27 мая 2009
2. http://inter.rzd.ru/wps/portal/inter?STRUCTURE_ID=891
3. http://bam.railways.ru/history.html
4. http://his.1september.ru/2003/06/4.htm