Как бэби-бумеры меняют мировые рынки

Автор: Евгения Шамис
Сборник «Все плюсы зрелого возраста», выпуск 2, сборник составлен по материалам II Международного форума-выставки «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста» и I Международной конференции по сеньор-маркетингу, состоявшихся в конце 2012 года в Москве.

В современном обществе, говоря про общественное развитие, имеют в виду, в основном, молодежь, именно в этом направлении вкладывают силы и деньги, организуют специальные программы. Это понятно и привычно. При этом часто мы забываем про людей старшего возраста. А ведь в мире уникальная ситуация — впервые в истории человечества люди «60 и старше» численно уже превосходят молодых, хотят оставаться активными и здоровыми — хотя еще совсем недавно этот возраст считался «пожилым», «пенсионным», рассматривался как время для отдыха и спокойствия.

Что происходит? Живя полной и активной жизнью благодаря достижениям медицины и окружающим условиям, люди возраста «50+», «60+» меняют правила игры. Они делают то, что раньше было совсем не принято в этом возрасте: осваивают компьютерные программы, работают с новейшими техническими устройствами и пробуют себя в видах спорта, которыми до того никогда не занимались. И это все им нравится!

Что немаловажно, люди в этом возрасте уже сделали карьеру и обладают достаточными финансовыми средствами, которые они готовы вкладывать в свою полноценную жизнь, инвестировать в активный отдых, спорт, путешествия, технические новинки.

Действия нынешних представителей «50+» показывают, что они не хотят стареть и ведут себя более активно по сравнению с предыдущими поколениями в этом возрасте. Результат — нынешние 50-60-летние создают совершенно новые запросы на продукты и сервисы, а также адаптируют «под себя» уже существующие модные и технологичные вещи, изначально созданные для более молодых. Соответственно, они создают новые рынки.

Кто эти люди? И в России, и в мире это представители поколения беби­-бумеров, появившиеся на свет в пе­риод бума рождаемости после Второй мировой войны (с 1943 по 1963 годы). В России, Украине, Казахстане беби­-бумеры формировались под влиянием таких событий, как победа в войне, по­лет Юрия Гагарина в космос, активное развитие страны — городов, заводов, крупных строек, победы в спортивных соревнованиях — то есть позитивных событий, а также под влиянием осо­бенностей воспитания в семье. Сей­час и в России, и во всем мире пред­ставители этого поколения широко задействованы как во власти, так и в бизнесе: они занимают весомые и влиятельные позиции в обществе.

Я хочу проиллюстрировать изме­нения мировых и российских рынков под воздействием поколения беби­-бумеров. Давайте проанализируем, какие уникальные характеристики и ценности этого поколения влияют на продукты, сервисы, экономику, рын­ки и жизнь в целом

«МЫ НЕ ПОЖИЛЫЕ, У НАС «ЗРЕЛАЯ МОЛОДОСТЬ»

Такого еще не было в истории че­ловечества: целое поколение не хо­чет слышать о том, что они «пожилые», а уж тем более «старые». В то же время беби-бумеры не хотят быть и «юными», — молодящимися. Они предпочитают жить в своем возрас­те — с накопленными опытом и му­дростью, при этом оставаясь моло­дыми сердцем и душой.

Не случайно в своих рекоменда­циях для журналистов британской газеты The Guarduian Дэвид Марш и Никки Маршал отмечают: -Прояв­ляйте аккуратность, используя сло­во «старый», «пенсионеры пожилого возраста». Эти слова нельзя никогда использовать в случае, если вы опи­сываете кого-то в возрасте до 70 лет». (D.Marsh, N.Marshall «Тпе Guardian Stylebook», 2007).

В России, когда мужчинам и жен­щинам выдают пенсионное удостове­рение в 55 и 60 лет, пишут причину выхода на пенсию — «по старости», не учитывая, что данное словосочета­ние противоречит одной из ключевых ценностей поколения беби-бумеров — жизнелюбию и активности.

Сегодня в России остро стоит во­прос коммуникативных изменений при обращении к представителям этого поколения: поиска подходящих слов, создания новых текстов для публич­ного пространства (поликлиники, со­бесы, город и пр.).

«Я СПОРТИВЕН И ЗДОРОВ»   

Беби-бумеры хотят    выглядеть  спортивными и подтянутыми, чувствуя ­себя при этом так же. Их цель — всем своим видом излучать здоровье и получать эмоции, подтверждающие это. Как это может повлиять на рынки продукты и сервисы? Рассмотрим несколько вариантов.

Во-первых, представители этого поколения хотят массово попробо­вать себя в новых видах спорта, кото­рые раньше считались спортом «для молодежи», — дайвинг, рафтинг, кая­кинг и др.

Во-вторых, многие из них регу­лярно ходят в фитнес-залы и под­держивают хорошую форму. Причем, вместо привычной ранее лечебной физкультуры они предпочитают йогу, пилатес, тай-цзы, танец живота … Для рынка это подразумевает огромное количество новых запросов: персо­нальные тренеры, инструкторы, уме­ющие работать с данной возрастной аудиторией, адаптируя программы под физиологические и психологиче­ские особенности беби-бумеров, при этом относясь к ним как к активным людям. Это создает также запрос на спортивную одежду для разных видов спорта, адаптированную к возраст­ной категории.

В-третьих, активизируется запрос на разнообразную здоровую, диети­ческую (бессолевую, с низким содер­жанием жиров, сахара и т.д.) и при этом вкусную еду. Врачи рекоменду­ют беби-бумерам обратить внимание на питание, поэтому с их стороны запрос есть — все в порядке. А что в ответ предлагает рынок? В супер­маркетах, конечно, выбор здоровых продуктов питания существует, но они либо дорогие, либо недостаточно соответствуют диетическим ограничениям, которых придерживаются беби­ бумеры. Например, в ассортименте молочной продукции недостаточный выбор продуктов без добавления сахара. Это огромный потенциальный рынок товаров.

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА? ЭТО ДЛЯ МЕНЯ!»

Многие беби-бумеры в России по­лучили техническоео бразование. Как в «Стихах о маме» С.Михалкова — «А у Толи и у Веры обе мамы инжене­ры». Это значит, что представители этого поколения понимают техниче­ские принципы и умеют обращаться с оборудованием. Более того, уже в зрелом возрасте многие из них по­лучили опыт работы с компьютерами и гаджетами. Причем, беби-бумерам нравятся современные, а еще лучше  «только что выпущенные» техниче­ские устройства.

Эта любовь к новым и модным технологиям не случайна. Быть мо­лодым — значит быть модным, быть в теме, знать тренды, разбираться в новинках. Получается, что обладая (даже не всегда пользуясь!) техническими новинками и модными устрой­ствами, беби-бумеры чувствуют себя молодыми, сильными, энергичными.

Как это влияет на рынки товаров и услуг? С точки зрения товаров — по­является запрос на модные и стиль­ные устройства, адаптированные под тактильные, физические характери­стики людей зрелого возраста и под их психологические предпочтения. Речь идет не о подчеркнуто простых «устройствах для пожилых» С одной кнопкой, которые напомнят беби-­бумерам про их возраст, — это долж­ны быть интересные, красивые, ста­тусные решения.

С точки зрения сервиса необхо­димо создание множества возмож­ностей, позволяющих освоить новые устройства и направления, — про­граммы общественного пользования, предназначенные для повседневной жизни в городе или регионе. Беби­-бумерам важна системность и воз­можность регулярно и качественно повышать свою квалификацию в этом направлении. Что интересно, они предпочтут приходить на эти курсы не поодиночке, а группами, собирая целые команды из своих знакомых.

Соответственно, в городах, на предприятиях в ближайшее время не­обходимо создать огромное количе­ство новых курсов, адаптированных под потребности беби-бумеров — что­бы помочь им интегрироваться в окру­жающий мир. Такое обучение потре­бует специалистов, которые помогут освоить весь этот огромный техно­мир. Кстати, такими специалистами могут быть совсем молодые ребята­ студенты — практически «комсомоль­цы» в понимании беби-бумеров.

«КОНЕЧНО, Я НЕ СЛИШКОМ СТАР ДЛЯ ЭТОГО!»

В 2012 году компания НВО, кото­рая снимала фильм и сериалы «Секс В большом городе», объявила о сво­ем решении сделать фильм по мо­тивам книги, описывающей жизнь 6О-70-летних людей в Нью-Иорке — как люди этого возраста общаются, влюбляются, дружат, проводят вре­мя в городе. В ней показана полно­ценная жизнь представителей этого поколения, в частности, их желание нравиться противоположному полу, нравиться себе — то, что называется «зрелой сексуальностью».

Нравиться себе, а уж тем более другому полу в той одежде, которая сейчас выпускается для людей «60+» и «70+» в России, мягко говоря, сложно. Она не то что сексуальна, а зачастую просто не привлекательна — с точки зрения моделей, фасонов, цветовой гаммы. Также возникают сомнения, насколь­ко эта одежда адаптирована под воз­растные физиологические измене­ния. А поколение требует красивой, комфортной одежды, чтобы достой­но выглядеть на свиданиях со свои­ми мужьями и женами, на встречах с друзьями, на прогулках с детьми. Так что на наших глазах может сфор­мироваться огромный рынок — для дизайнеров одежды и обуви, созда­телей тканей, портных, продавцов, умеющих работать с беби-бумерами. И для него нужны специалисты!

«Я РАССКАЖУ ПРО СВОЮ КЛАССНУЮ КОМСОМОЛЬСКУЮ МОЛОДОСТЬ!»

Беби-бумеры гордятся своей моло­достью: комсомольской — со строй­отрядами, походами, КВНами, а так­же 90-ми — когда они чувствовали прилив энергии, были активными в бизнесе. Сейчас, в XXI веке, они хотят про это рассказывать, делить­ся опытом, выступать как наставники для молодежи. На разных уровнях -­в компаниях и организациях, где они работали, на уровне города и регио­на. Они-то готовы. Вопрос в том, гото­вы ли компании и организации вклю­чать беби-бумеров в свою работу? А ведь они могут даже будучи на пен­сии работать как волонтеры и соби­рать историю предприятий, водить экскурсии по историческим местам, которые им знакомы не понаслышке, обучать молодых.

Подводя итоги появления и развития новых рынков для беби-бумеров, надо отметить, что запросов на продукты и сервисы для этого поколения становится все больше. И лучше к ним готовиться уже сейчас. Вот толь­ко некоторые рекомендации:

  • Беби-бумеры смотрят на проис­ходящее не в краткосрочной перспек­тиве, они ориентированы на долго­срочные стратегии, поскольку хотят жить долго и активно. Они умеют планировать и видеть ситуацию стра­тегически. Поэтому, разрабатывая и запуская новые продукты и сервисы, привлекайте беби-бумеров, они ста­нут вашими переводчиками на язык своего поколения.
  • Создавая новые рынки для беби­-бумеров, говорите с ними о будущем, описывайте сценарии жизни — где они активны, где у них нет возрас­та — Т.е. они не стареют. Сохраняйте их «зрелую МОЛОДОСТЬ».
  • Вкладывайтесь в репутацию и стиль. Беби-бумеры ценят и то, и дру­гое. Учитывайте то, что голосовать они будут деньгами и отношением, а заодно — влиять на решения своих детей и внуков в выборе продуктов и сервисов.
  • И самое главное, речь идет о са­мом крупном сдвиге парадигмы — как живут люди в возрасте «50+», «60+». Да, сейчас беби-бумеры создают но­вые правила для себя. Но жить в этих новых условиях не только им, но и следующим поколениям, то есть нам с вами.
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: