Как возникают и как проявляются ценности поколений

Авторы: Евгения Шамис, Евгений Никонов, журнал «Наследники project» (издание M2M Private Bank)

«Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: “Ценность – это хорошо, или ценность – плохо?”» Одно мы знаем точно: понимание ценностей собеседника – ключ к выстраиванию отношений и в бизнесе, и в семье (и в семейном бизнесе, само собой). За ответом на вопрос, как эти ценности увидеть, «Наследники Project» обратились к профессионалам: Евгения Шамис и Евгений Никонов руководители проекта «RuGenerations – Теория поколений в России» давно и успешно помогают представителям разных поколений наладить диалог.

Комбинация ценностей – национальных, гендерных, семейных, профессиональных и пр. – у каждого неповторима, учесть их все в момент общения довольно сложно. Но один пласт ценностей, ценности поколений, лучше выучить наизусть. А поможет в этом Теория поколений. Она появилась в начале 1990-х: экономист Нейл Хоув и историк Вильям Штраус доказали, что примерно раз в 20 лет в мире рождается поколение людей с совершенно иным набором ценностей. К 11–12 годам они полностью формируются и начинают влиять на все проявления личности: привычки, отношения с людьми, работу и деньги, стиль потребления. Наиболее активны сегодня представители трех поколений: Беби-бумеры, рожденные в 1943–1963 годах, «Иксы» (1964–1984) и их наследники – поколение Миллениум, они же Игрек, появившиеся на свет в 1985–2003-м.

Как создаются ценности

Поколения формируют три основных фактора. Первый – большие события-воспоминания, например Олимпиада-80 или Игры-2014, полет человека в космос 12 апреля 1961, 11 сентября 2001 года. Эти события на слуху у всех детей двора (района, города, страны, мира).
Второй фактор – набор сообщений общества: миру – мир, пятилетка в четыре года, голосуй сердцем. Следующее за «игреками» поколение «зет» растет, слушая про инновации, высокие технологии, стартапы, финансовую грамотность.

Наконец, третий фактор – воспитание. Цели у родителей разных поколений в общем и целом похожи, но акценты делаются на разных вещах и используются разные слова. К примеру, раньше детей учили «быть храбрыми». Теперь учат тому, как «постоять за себя», «быть лидером». Иксы дают детям возможность учить иностранные языки – в их время это был пропуск в мир успеха, а Миллениумы считают важным учить потомков искусству коммуникации (хотя и иностранному языку находится место). Беби-бумеры и Иксы сетуют, что «Миллениумы читают мало книг, а сами Миллениумы используют для развития совсем другие форматы – путешествия, общение, видео, гаджеты.

Перечислять можно долго, но мы уже подобрались к одному из важных источников формирования ценностей того или иного поколения. Ценностями поколения становится то, что в дефиците. Во времена детства беби-бумеров книги были редкостью – и они до сих пор крайне важны. «Иксы» никогда не откажутся от лишнего блокнота или ручки, а миллениумы, хоть и растут в профиците электронных устройств, как правило, не получают достаточно живого общения – а потому стремятся поделиться с миром каждым своим переживанием.

Как выражаются ценности

Как мы узнаем, что именно было в дефиците у того или иного поколения? Как не ошибиться, например, в разговоре с родителями или наследниками? Очень просто: слушайте собеседника и себя. Рано или поздно и у вас, и у него возникнут претензии к системе ценностей оппонента. Ниже – подсказка с перечислением основных поколенческих претензий.

Беби-бумеры часто упрекают молодежь в нехватке амбиций: в их собственном детстве страна ставила большие цели, это вылилось в ожидания, что и наследники будут стремиться стать первыми, лучшими, двигать страну вперед. Если наследник Беби-бумера временно не работает, для родителя это некомфортно, ему мерещится призрак слова «тунеядец». Ребенок для Беби-бумера – проект или программа, за реализацией которого он весьма внимательно наблюдает. Так что если Беби-бумер спрашивает, как у вас дела, ему действительно нужно это знать: только так он поймет, в правильном ли (по его мнению) направлении вы движетесь.

Иксы выросли в условиях большой автономности – никто не указывал, когда, где и что делать. Выжить сначала на улице, потом в мире свободы и изменений им помогал профессионализм и стремление досконально вникать во все, чем они занимались, а также налаживание полезных связей. Эмоции же, наоборот, портили дело. Поэтому основная претензия гиперответственных «иксов» к наследникам – их легковесность, стремление все попробовать, не задерживаясь подолгу на одной работе, излишняя эмоциональность и несерьезный, по мнению иксов, настрой.

Миллениумы формировались в обстановке заявленных проблем социума и экологии, поэтому для них важными являются забота об окружающем мире, интеграция России в мировое экономическое пространство. Они со своей стороны упрекают компании в том, что они недостаточно занимаются решением этих проблем, а к родителям и руководителям-Иксам есть вопросы —  особенно часто жалуются на нехватку обратной связи и информации на работе, и в семейном кругу. А «игрекам» нужны нюансы, они хотят понимать, над чем стоит еще поработать, а где и так все хорошо, им важно делиться тем, что они испытывают. А Беби-бумеры, по мнению Миллениумов, слишком обстоятельны и медлительны.

Главный вывод таков: конфликт поколенческих ценностей – это не конфликт людей, ничего личного здесь нет.

Можно ли унаследовать ценности

Мы переходим к практической части: ценности поколений в контексте семейного бизнеса. Как родителю-«иксу» приобщить наследника- Миллениума к общему делу?

Передать собственную систему ценностей невозможно, остается искать совпадения. Это – первый шаг к формированию семейной команды.

Второй, не менее важный – не лениться объяснять наследнику, в чем суть и смысл вашего бизнеса, что для вас самих значит счастье, успех, порядочность, какую роль в вашей жизни сыграла ваша компания. Родители часто считают, что ребенок все понимает и считывает по умолчанию, но это не так. Помните: Миллениумы растут в ситуации дефицита живого общения. В семьях Беби-бумеров и Иксов ситуации, благоприятные для семейного общения, возникали сами собой: посиделки у костра в походе, неторопливые лыжные прогулки, увлечение рыбалкой, огородничеством, классные часы, наконец… В жизни Миллениумов таких ситуаций очень мало. Их нужно создавать.

Конечно, поколенческие ценности – лишь один из видов индивидуальных ценностей, личность всегда будет сложнее, чем абстрактный Икс или Миллениум. Способность слушать, спрашивать, анализировать более важна, чем умение быстро (по паспорту) определить, в какое поколение вписан ваш собеседник. Однако Теория поколений ценна тем, что «работает» во множестве ситуаций во всем мире. А значит, скорее всего, сработает и для вашей семьи и вашего бизнеса.

1 Comment

  1. Где найти информацию, как выстраивать стратегию физической культуры в школе, колледже, институте с точки зрения теории поколений.

Добавить комментарий