Евгения Шамис, специально для проекта RuGenerations
В сентябре 2017 года в честь 15-летнего юбилея нашего проекта «RuGenerations — Теория поколений в России» запустили открытые семинары о поколениях в Москве. Понимали, что время пришло, да и повод хороший – юбилей. Партнером проекта выступил городской лекторий дополнительного образования «Ситикласс».
Конечно же, когда меня спросили о теме первого семинара, не задумываясь, ответила: «Поколение Икс». Поясню: поколение Икс (1964-1984 г.р.) занимает большую часть управленческих позиций и в России, и в мире, это родители большей части детей дошкольного и школьного возраста. Для этого поколения сейчас существует много возможностей, и одновременно больше риск ошибок. Так что такие семинары, где можно разбираться в себе, понять свои поколенческие ценности, типичные модели поведения и ошибки, на 80% снижают «вынос мозга» и повышают результативность.
И тут я обнаружила ловушку Иксов. Рассказываю о семинаре потенциальным участникам, отвечаю на вопросы. И вдруг незнакомая женщина-руководитель, Ольга, которая решила прийти на семинар, спрашивает:
- Евгения, вы правда считаете, что нам, Иксам, есть смысл сейчас в себя вкладываться? Разве мы «не отработанный материал»?
- Что вы имеете в виду?, — удивляюсь я. — Откуда такие мысли?
- Вкладывают все время в молодежь: постоянно слышу, что они должны развиваться. А про нас никто нигде ничего не говорит. Получается, мы с нашими знаниями, умениями никому не нужны? Мы устарели?
- Это ерунда, еще как нужны!, — возражаю я. Но будучи профессионалом, решаю проверить и иду обсуждать ситуацию с другими Иксами, ожидая возражения: «Все не так! Мы супер-востребованы». Ведь поколение Икс в возрасте своего самого профессионального расцвета и реализации.
На практике от большинства мужчин и женщин я и мои коллеги слышат мнение, аналогичное тому, что нам высказала Ольга: люди из разных компаний, отраслей и городов говорят, что ощущение невостребованности, потери смысла и целей есть и очень сильное. Иксы говорят не об усталости, а именно об «отработанности» в глазах общества, об отсутствии запроса на новый рывок к людям 38-53 лет. Об этом вызове порой даже говорят собственники. Что звучит уж совсем неправильно.Что произошло с Иксами? Куда исчезли общественный запрос и цели? Почему поколение чувствует «отработанность»?
Сработало несколько причин:
-
- Традиционно в обществе любят говорить про молодежь, что происходит и сейчас – привычно надеясь на приход большого числа молодых сотрудников, которых можно включить в задачи развития. Но молодежь не приходит в том масштабе, в котором ее ждут. Дефицит Миллениумов (1985-2003 г.р.) составляет 10 миллионов человек по сравнению с другими поколениями. Компании за них конкурируют и тратят энергию на это. Получается диссонанс: разговора много, а людей мало. Иксы не получают достаточно новых людей в управление.
- Ситуацию усугубляет поведение Беби-бумеров (1944-1963 г.р.), которые, будучи decision-мейкерами в политике и тяжелых отраслях, озвучивают стратегические задачи в соответствие со своей ценностью «молодости», обращаясь «молодежи». В своих посылах они ориентируются на Миллениумов и совсем забывают говорить про Иксов.
- На отсутствие коммуникации с поколением влияет завершение предыдущего этапа развития, когда, попав в активные 90-е и начало 2000-х, Иксы получили уникальную возможность взрывного роста и самореализации. В результате были и новые компании (где они работали как наемные сотрудники или которые создали сами), и новые практики взаимодействия, и трансформация существующих предприятий. Это было прекрасное время возможностей для иксовой молодежи, подкрепленное позитивным настроем в обществе. Смыслы были понятные, крутые, красивые. Несмотря на неоднозначность происходящего и сложные экономические годы. В тот период Иксы рванули вперед! Сейчас те задачи решены, системы выстроены, все работает. Заниматься ретушированием сделанного неинтересно. Снова включаться в борьбу – в чем смысл? Поколение хочет получить новые большие возможности, где как раз можно проявить накопленные знания и опыт. Такие сообщения хочется услышать и увидеть на государственном уровне. А понятных сигналов пока нет.
- Это накладывается кризис среднего возраста (40-45 лет), когда поколение задает себе вопросы: А что дальше? Я молодец? Что получилось у меня сделать? Смогу ли я реализоваться дальше? Куда идти? И ответов снова не получает.
Получается, что обладая гигантским профессиональным потенциалом, поколение Икс не слышит общественный запрос на задачи, в которых они могли бы принять участие; не видит, что они нужны городам, регионам, стране, обществу. А ведь поколение большое, сильное, которое прорвалось сквозь перемены 90-х и 2000-х! Вот под влиянием комплекса этих факторов и возникает ощущение, что мы «отработанный (никому не нужный) материал».
Как вырваться из этого странного, деструктивного восприятия? Что делать, чтобы убрать ощущение «отработанности»? Индивидуально решений много. Групповых традиционно меньше. Проанализирую ситуацию с точки зрения групповых системных решений, на которые как раз и работает Теория поколений.
Чтобы увидеть возможности нового роста и перейти на следующий этап развития, нужно работать по 4 направлениям:
-
- Общественное обращение с новыми целями и задачами (что делать).
Задачи надо озвучивать, обращаясь не только к молодежи, но и к поколению Икс. С учетом их поколенческих ценностей: уникальности , личного (не группового) обращения, профессионального обсуждения и анализа. Здорово, что Иксы поставили сами себе задачи трансформации детских образовательных программ или развития сервисов. Но нужен общественный диалог с теми, кому 40-50. С поколением Икс надо еще разговаривать на уровне отраслей, городов, регионов, государства. Разговаривать не приказами, а по-настоящему, по-человечески.
Вывод: Беби-Бумерам, да и другим поколениям (самим Иксам, Миллениумам) важно это учитывать и озвучивать большие задачи, где нужны настоящие профи. (Как мне сказал сосед в самолете: «Мы сейчас выросли не то слово!»). - Места, где можно вырасти под эти новые задачи.
Куда пойти? Сейчас некуда. Поколению некуда пойти поучиться, чтобы вырасти дальше. Мест и форматов, соответствующих этому запросу, нет. Университеты работают практически исключительно на молодежь. Аспирантура не в счет. Кто хотел пройти МВА – большая часть этих людей это уже сделала. Но МВА – это программы эксклюзивного развития. Как и отдельные программы развития управленческого резерва регионов, страны – но они опять «для избранных». Учиться со своими детьми? Поколение это делает, но ведь это не то! А учиться, повышать профессионализм, тем более в компании с умными людьми, которыми стали представители поколения, хочется! Это хорошая задача на перспективу: ведь созданные сейчас места, где с учетом технологического развития, можно профессионально, интересно и качественно вырасти людям в возрасте 40-50 лет, будут работать и на следующие поколения.
Вывод: такие программы для массового качественного обучения взрослых надо создавать. (Кстати, с созданием этих программ Иксы как раз отлично справятся сами. Им надо дать эту возможность – on-line или вживую, но качественно, глубоко, проработанно). - Менторы — люди, которые помогут в новом росте.
Молодежи не особо нужны менторы – там чаще нужны наставники, коучи. А вот профессионалам и руководителям, которые растут на новые позиции, где они будут влиять на группы людей, менторы очень нужны. Задача менторов — помогать выходить на совершенно новые уровни, расти не только самим лично, но и двигать большие проекты, отрасли, предприятия. Вызов — где найти этих менторов у себя в регионе, кросс-регионально, в стране, в мире? Как и самим выступить в этой роли — показать себя теми, у кого можно учиться и с кем можно успешно расти? Система, которая была выстроена в советское время, нацеленная на большие группы людей, не работает. Сейчас неясно ни к кому обращаться за менторством, ни как ее выстроить? .
Вывод: важно выстроить программы и систему менторства под большие проекты в разных отраслях с доступом к разным людям. Систему, в которой можно выбрать то, что подходит индивидуально – как тому, кому нужен ментор, так и ментору. Сформировать культуру под это. Тут нужно взаимодействие разных поколений: Беби-бумеров, Иксов, Миллениумов, Хоумлендеров (2004-2024 г.р.). Наверное, начинать надо не глобально, а на уровне страны, а либо в регионах, либо в отраслях – так легче и быстрее получить результаты. Кстати, это и новый смысл придаст жизни. - Площадки и сообщества для кросс-поколенческого общения.
Мы растем все вместе, мы взаимозависимые. Но сейчас площадок для обсуждения, куда можно прийти разным людям — нет. И модераторов для таких площадок, лидеров для сообществ нет.
Вывод: эти площадки надо создать и отработать практики совместного обсуждения. Они позволят выстроить доверие, запустить проекты, работающие на большие крутые цели, а потом эти цели достичь.
- Общественное обращение с новыми целями и задачами (что делать).
Главное, запомните – мы, Иксы, никакой «не отработанный материал». Мы уникальные профессионалы, которые еще всем покажут.
PS. Про большие задачи для Иксов – давайте попробуем их озвучить. Например, 1. Создать места для массового ликбеза и взрывного роста для людей 40-50 и даже 60 лет. Куда люди хотели бы пойти. 2. Выстроить программы менторства в своих регионах и отраслях. А в идеале еще кросс-отраслевые. Продвинуть эту идеи в обществе, чтобы люди поняли, оценили. Что еще?