Экономика шеринга и теория поколений. Почему стало модно арендовать, а не покупать?

Автор статьи: Людмила Чернова. Евгения Шамис для радио Sputnik, оригинальная статья.

Временно пользоваться квартирой, машиной, велосипедом и смартфоном удобно. Брать в аренду, но не владеть. Это мобильно и настолько популярно, что принцип «попробовал и передал другому», кажется, может распространиться и на отношения между людьми.

Экономика совместного пользования или шеринга принесла революционные изменения на потребительский рынок. Если раньше эталоном счастья считались материальные ценности, то сейчас многие больше дорожат мобильностью и свободой.Модель шеринга стала популярной, так как сочетает в себе три очень важных компонента,Во-первых, это выгодно. Именно этот факт сделал явление шеринга массовым. Кроме того, произошло переосмысление модели потребления по отношению к традиционным доскам объявлений, прокату автомобилей и так далее. К этим давно существующим услугам добавился интернет, определение геолокации, возможность обмениваться мгновенными сообщениями, поясняет руководитель кластера Sharing economy Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Антон Губницын.

«Второй важный момент – мобильность. Мы спешим все больше. Услуги, товары, впечатления нужны здесь и сейчас. Шеринг поддерживает запрос на мобильность. Это компонент успеха. Третье – рациональная модель потребления. Сервис по поиску попутчиков позволяет заполнять полупустые автомобили. Это помогает снижать трафик. Тренд на экологичность и рациональное потребление – это важный компонент, одно из трех уникальных преимуществ шеринга», – рассказал Губницын радио Sputnik.

Пока в центре шеринг-экономики лежит экономическая целесообразность, модель будет развиваться, полагает эксперт. РАЭК подсчитала, что по результатам 2018 года объем экономики совместного потребления в России составил 511 миллиардов рублей и вырос примерно на 30% к предыдущему году. В 2019 году ожидается рост не менее 30%.

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ

Расцвет шеринга пришелся на поколение миллениумов – людей, которые родились с 1985 по 2002 годы. Появилось множество форматов и разных сфер, где можно чем-то обменяться, и это принесет пользу. Например, каршеринг (краткосрочную аренду машин) приняли представители разных поколений. Есть сферы, где совместное потребление приняли частично. Например, обмен одеждой. Также не все готовы принять шеринг данных – использование программ совместного доступа, раскрытие геолокации и так далее, отмечает основатель и координатор российской школы теории поколений RuGenerations Евгения Шамис

«Как долго будет мода на шеринг? Поколение миллениум будет с этим жить лет 15. Нас будет интересовать поколение хоумлендеров. Это люди 2003-2023 годов рождения. Вопрос, насколько они будут использовать эту модель, когда станут постарше?» – пояснила Евгения Шамис радио Sputnik.

Например, миллениумы используют модель совместного проживания после окончания учебных заведений. Объединяются группами, молодыми семьями и живут на одной территории где-то в центре города, работают вместе, открывают стартапы. В мире такие объединения очень успешны. При этом у следующего поколения – хоумлендеров – очень сильна ценность своего дома.Если так легко пробовать новые вещи и расставаться с ними, передавать другим пользователям, возникает опасение – не перейдет ли этот принцип в плоскость отношений между людьми. Не будет ли, образно говоря, перехода от каршеринга к мужшерингу?

«Нет, к людям мы не станем так же относиться. И это четко видно на поколении хоумлендеров. Там идет очень сильный подъем этических и моральных ценностей. Это становится обсуждаемой темой в обществе. Они будут отслеживать, чтобы такого не было. Отношения стали важны. Они как раз не хотят подмены настоящих отношений этим «все попробовал» и хочу что-то получить. Этого не будет. Нет никаких опасений» – уверена Шамис.

Сейчас родилось то поколение, для которого ценность классической семьи очень высока. Для них важен крепкий союз без развода и возможности других отношений. Хоумлендеры целым поколением увидели, каким болезненным может быть развал семьи. Поэтому принцип шеринга так и продолжит процветать в экономике, но в отношения не перекочует.

Аудиозапись интервью

Добавить комментарий