Большое спасибо, или благодарите лично. Глава из книги «Теория поколений. Необыкновенный Икс»

Авторы: Евгения Шамис, Евгений Никонов. Глава из книги «Теория поколений. Необыкновенный Икс».


Иллюстрация из книги «Теория поколения. Необыкновенный Икс»

Олег работает начальником дополнительного офиса крупного банка, и с ним вроде бы все в порядке: он хорошо одет, улыбается, шутит, внимателен к сотрудникам. Офис постоянно выполняет и перевыполняет план. Но никто никогда не слышал, чтобы Олег хвалил сотрудников. Максимум, что он себе позволяет, — «Молодец!» и «Спасибо». Сотрудники гадают, что означает отсутствие похвалы начальника.

Однажды через форму обратной связи они сообщили об этом в Департамент управления персоналом, и Олега пригласили на оценку «360 градусов». Угадайте его первую реакцию:

  • Кто они такие, чтобы меня вообще оценивать?!
  • Они мне не доверяют? Они не считают меня профессионалом?!
  • Какую выгоду я могу из этого извлечь? Может, «отмазаться»?
  • Наконец-то я получу объективную оценку самого себя!

Что происходит? Почему в мире поколения Х похвала является редкостью? У этого явления есть несколько причин.

Для Иксов важно, что их собственный успех почти не нуждается в оценке извне. В их картине мира главный ценитель и оценщик — он сам или очень значимые для него лица. А если так, то его не особо интересует чужое мнение и он не понимает, зачем его оценка может понадобиться другим людям.

Кроме того, у Иксов высокая внутренняя планка — они не хвалят просто так. Они считают, что это нечестно, несправедливо, неправильно. Истинные Иксы знают, что похвалу надо заслужить. Как? Сделав нечто уникальное, выдающееся, значительно превосходящее обычный результат. В этом достижении должны быть качество, красота, полет мысли.

Иксы росли в мире, где обратной связи от окружения практически не было, и они привыкли работать без нее. Похвала, да и любой отклик — непривычный для них формат взаимодействия, им не совсем понятно, для чего они нужны. Обратная связь для Икса — дело сугубо индивидуальное, она всегда дается один на один, после соответствующей подготовки и при наличии достаточного времени, которого на работе зачастую не хватает.

Под влиянием всех этих факторов Иксы вообще никого не хвалят — ни других, ни себя. В результате они и сами «недохвалены», и успехи других поколений не особо отмечают. И то, что похвала и благодарность важны как ритуал и часть командной работы поколению Беби-бумеров или как создание мотивации и атмосферы — Миллениумам, их не интересует.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТОЙ ЦЕННОСТЬЮ?

Если вы Икс:

  • попробуйте больше хвалить коллег, друзей, окружающих и посмотрите, к каким изменениям это приведет;
  • придумайте свою особенную формулировку похвалы. Такую, какой нет ни у кого, — вам будет легче;
  • помните, что у Миллениумов и Беби-бумеров потребность в похвале и обратной связи значительно выше вашей;
  • напоминайте другим Иксам (по возможности), что стоит хвалить людей чаще — вы им поможете стать лучшими руководителями и сотрудниками;
  • хвалите других Иксов.

Если вы работаете с Иксами:

  • хвалите их только персонально и только за конкретный результат. Групповая похвала не работает;
  • не обижайтесь, если руководитель-Икс может забыть о похвале.
  • Объясните ему, почему для вас это важно. Коротко и прагматично. За две минуты. Если что, не стесняйтесь попросить о похвале;
  • помните, Иксы, как и другие люди, нуждаются в одобрении и в обратной связи. Несмотря на то, что они привыкли действовать без них, внутренняя потребность в этом все же есть.

Больше практических рекомендаций по работе с Иксами и другими поколениями вы найдете в нашей трилогии о поколениях:

Добавить комментарий