Лысых Кенов не бывает или знаковый фильм поколения Хоумлендер (Z)

Автор — Евгения Шамис, специально для RuGenerations

Несмотря на внешнюю простоту фильм «Барби» ярко показывает тренды поколения Хоумлендер (Z, 2003-2024 г.р.) и как мне кажется, может стать культовым. Разберемся?

1. Нет однозначных героев

Фильм «Барби» полностью вписывается в сложную картину мира Хоумлендеров, когда нет однозначных героев, можно делать ошибки и не быть только хорошим или только плохим, когда нужно справляться с непростыми вызовами и осознавать, что делать. Неоднозначные выборы есть и у Барби, и у Кена — вернее, у разных Барби и у разных Кенов, вне зависимости от того, какая у них профессия: нужно постоянно выбирать, как будешь себя вести, как действовать, что предпочтешь, и нужно ли тебе это или нет. Кстати у Милллениумов (Y) этот же запрос называется «осознай и найди себя».

2. «Тебя достаточно» или истина посередине

Слово Kenough (англ. Кенодостаточно или Кена достаточно) появляется в фильме, когда Кену нужно разобраться, кто он и чего хочет. Ему нравится классическая Барби и он хотел бы прийти к ней на вечеринку, создать с ней отношения, возможно, даже семью. Барби, которую играет Марго Робби, не против, но предупреждает, что это вечеринка только для Барби — что там собираются только Барби, празднуют свою хорошую жизнь. Причем так каждый день. Когда Кен устанавливает патриархат, подсмотрев его в мире людей, он думает, что ему нужно устроить вечеринку только для Кенов. Но на самом деле это не так. Через простую тему вечеринки фильм задает вопрос: разве нужны отдельные вечеринки «только для Барби» или «только для Кенов», разве мы не хотим партнерских отношений? Смысл в том, что партнерство формируется, когда каждый нашел себя — чтобы тебя самого было достаточно. Это значит, важно суметь ответить на вопрос «кто ты», высказать свое мнение, суметь не попасться на промывку мозгов и быть собой. И тогда получаются отношения, тогда создается семья.

Ты можешь быть активной успешной девушкой, которая развивается в разных профессиях. Но тебе промоют мозги, и ты с удовольствием забудешь о своей роли, потеряешь себя. Или ты можешь быть Кеном, который внезапно задумался о том, что должен быть полный патриархат, и толкает идеи практически первобытного мира, теряя себя. Но истина — где-то посередине

3. Настоящие истории, разнообразие и трансформация себя

Фильм совсем не только про Барби. «Барби» поднимает вопрос о том, что нужно помнить и о мужчинах, и о женщинах, и не забывать, что самые интересные истории — это семья, пары, друзья. Много самых разных вещей, которые пара может делать вместе.

Насколько иронично это показали в фильме, который, казалось бы, должен быть слишком наивным! За счёт кажущейся наивности он выдвигает на первый план важные вещи и делает это не кукольно, как мы привыкли представлять Барби, а по-сложному — всё, как любят Хоумлендеры. На исследованиях Хоумлендеры говорят: «Мы не хотим слишком правильных, идеальных розовых историй, но в то же время и не хотим экстремально плохих историй — это все не настоящее. Мы хотим правдивые истории о жизни, где выясняют отношения, где тебе нужно самому что-то сделать». В фильме герои выясняют отношения, пытаются разговаривать и слушать друг друга, учатся диалогу. Это не всегда получается, потому что, в первую очередь, нужно трансформировать себя. Именно о трансформации себя очень часто разговаривают Хоумлендеры.

Здесь также чётко отражено то разнообразие, которое хочет поколение Хоумлендеров. Барби едет по стране и говорит: «Ой, сейчас самое любимое — будет меняться одежда!» И это происходит так же, как в современных приложениях «Нарисуй себя» или «Выбери себе платье, форму глаз, форму бровей, форму лица и т.д.».

4. За пределами стандартов внешности и возраста

Фильм про Барби — это история, которая наконец выходит за пределы одного возраста и типа красоты. В нем появляется несколько возрастных фигур: одна из них Рут, создательница знаменитой куклы, а вторая — сейчас уже бабушка, а когда-то раньше девочка Барбара, для которой мама, основательница Mattel, создавала эту куклу.

Барби (Марго Робби), попавшая из Барбилэнда в реальный мир, смотрит на реальную Барбару в возрасте и говорит: «Ты красивая!» И та отвечает: «Я знаю!» Эти появления очень символичны и также демонстрируют один из трендов Хоумлендеров, которые говорят: нам интересные люди всех возрастов! Нам не нужны одни только новые знания! Нам интересны разные люди – в том числе «Неправильная Барби». Нам нужно помнить о корнях, интегрировать качественные знания, историю из разных времён, потому что на только последних данных ты ничего не сделаешь – важны системы и взаимосвязи.

Барби меняет свою историю. Марго Робби и Райан Гослинг описывали свой опыт и опыт своих родных с Барби и Кеном. Райан говорит: «Когда мне позвонили с предложением сняться в этом фильме, я посмотрел, где Кен у моих детей — он лежал лицом в песочнице». А Марго рассказала, что Барби её подруги была очень сильно использована, с ней много экспериментировали, обрезали волосы. Важно, что с этой куклой можно проигрывать совершенно разные сценарии и показывать трансформацию образа.

5. И Барби может быть больно!

Потому что ее могут обидеть и она почувствует это. Родителям может быть очень больно, потому что подростки не говорят с ними или грубо отвечают. Сейчас был период, когда это допускали в обществе. А Хоумлендеры поднимают вопрос: надо с родителями заботливее обращаться, так правильно (хотя, надо признать, у них это не всегда получается).

6. Мир – сложная штука

Барби считает, что она была игрушкой девочки Саши, но оказывается, что мама главной героини, взрослая женщина, сотрудница Mattel, играла с Барби больше, чем ее дочка. Из-за нее у Барби возникают реальные взрослые чувства, появляется целлюлит. Мама Саши толкает знаковый диалог: «Ты женщина и ты должна быть стройной, но ты не должна говорить, что ты хочешь быть стройной, ты должна сказать, что хочешь быть здоровой. Но ты не должна говорить, что ты хочешь быть только здоровой, при этом ты должна хотеть быть стройной. Ты должна хотеть много денег, но не должна говорить об этом, но одновременно…» Этот диалог продолжается, и в нем появляются вопросы не только игрушечных детских Барби, но и вообще женщин и мужчин, появляется та сложность мира, которая распрограммирует зомбированных Барби.

7. Что ты умеешь?

Я изменила своё отношение к Барби в 2016 году, когда попала на выставку в Риме, посвящённую этой кукле. Это была не история о кукле, а история о возможности женщинам выбрать профессию, которую она хочет, об уверенности в себе — что женщина может многое.

В фильме разговор о профессии касается не только Барби , но и Кена — всем профессиям надо учиться. Когда Кен приходит в реальном мире устраиваться на работу: врачом, президентом, даже спасателем на пляже – его нигде не берут. Его везде спрашивают: «А что ты умеешь делать? Чему ты учился?» И оказывается, что он не знает ничего. Про спасателя – его не берут на работу, потому что он не умеет плавать, он просто умеет стоять на пляже и красиво играть в пляжный волейбол.

Вместо заключения — Лысых Кенов не бывает

В Мире Хоумлендеров много возможностей побыть кем-то другим. Вот и в этом случае вместе с фильмом появились приложения типа bairbie.me, которые переделывают вашу фотографию в стилистике фильма.  И оказалось, что дети переделываются очень органично, а вот взрослые – не очень. Например, лысые превращаются в людей с волосами, но никогда наоборот. Не знаю задумано ли так специально, но я вижу в этом знак, что несмотря на поставленные взрослые вопросы, этот фильм все-таки для детей.

Вместе с тем, я верю,  что Барби будет знаковым фильмом.  Казалось бы, кукольная история, но создатели сумели поднять в ней непростые и важные для всех темы. Не мягко, а по-детски наивно — в лоб.

PS. А что нам сказали о Барби российские Иксы

Иксы 1979-1981 г.р.: «Барби была нашей мечтой, которая не сбылась: мы очень хотели эту куклу, но родители не могли ее нам купить. Привезенный каталог о Барби был сокровищем. А потом мы уже выросли».

Иксы середины 1970-х о Барби: «Когда в СССР появилась кукла Барби, у нас уже мальчики были, а это гораздо интереснее!»

4 Comments

  1. Есть ли на сайте раздел с обоснованием теории поколений? Ну т.е. непосредственно с теорией, которая объясняет конкретные даннные.

    1. Что вы имеете ввиду под «обоснованием»?
      — Теория — это гипотеза, которая пробует объяснить прошлое, настоящее и сделать прогноз. У Теории поколений основных гипотез 2 — о формировании ценностей и о цикличности. О том как формируются ценности упомянуто в массе материалов. Например в разделе Быстро есть ссылка на видео. https://rugenerations.su/%d0%b1%d1%8b%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be/
      — Как возникают конкретные ценности описано в наших книгах

  2. Добрый день. По данным проекта rugenerations, хоумлэндеры будут рождаться ещё в следующем году, при этом куда не посмотри все говорят, что с 2010го рождается уже новое поколение альфа. Подскажите пожалуйста как ваш проект относится к этому поколению (альфа), они ещё не родились, или это часть хоумлендеров?

    1. Здравствуйте.
      1. мы не используем понятие поколение Альфа в свой работе и для нас нет ни такого поколения ни такого названия
      2. название «поколение Альфа» — авторский продукт австралийских исследователей. Если почитать, как они такое название придумали, то такой алгоритм определения поколений невозможен в рамках наших подходов. Например возьмем историю из википедии (ниже приведу цитату»- что тут не так:
      — поколения не называются XYZ, это не буквы алфавита а сокращение содержательных наименований Y- это краткая форма Why, Z- zoomer, но мы называем Хоумлендер. Т.е. дело вообще не в греческом или латинском алфавите
      — «стало очевидно, что скоро появится новое поколение». Для нас это не очевидно, мы постоянно мониторим изменение значимых образов и узнаем о поколении по факту его появления. Невозможно ни в чьей голове смоделировать формирование ценностей
      — «как по мнению людей должно называться поколение». Все предыдущие название поколений формировались экспертным сообществом и проверялось — как само поколение к такому названию относится.
      — «они первое поколение, родившееся в XXI веке». Формально они тогда должны рождаться с 2001 года. Для поколения важен не только год рождения, но и время формирования. А это до 10-12 лет. Поэтому первое поколение, на которое влияет 21 век- Миллениумы. И даже не Z.
      И «быть современным» — это ценность Миллениумов.

      «Когда я работал над своей книгой «Азбука XYZ: Понимание глобальных поколений» (опубликованной в 2009 году), стало очевидно, что скоро появится новое поколение, а названия для него нет. Поэтому я провёл опрос (мы же исследователи, в конце концов), чтобы узнать, как, по мнению людей, должно называться поколение после Z, и хотя было много предложений, наиболее упоминаемым было поколение А, поколение Альфа тоже получило несколько упоминаний, поэтому я остановился на нём в качестве названия главы «За пределами Z: знакомьтесь, поколение Альфа». Это просто имело смысл, поскольку соответствует научной номенклатуре, использующей греческий алфавит вместо латинского, и не имело смысла возвращаться к А, в конце концов, они — первое поколение, родившееся в XXI веке, и поэтому они — начало чего-то нового, а не возврат к старому.»

Добавить комментарий