Времена года и времена жизни

Автор: Алексей Антипов «Russian Valley» №8 (192) 05.05.2006
Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили в прошлом выпуске.
Мы разбирали конфликты поколений с точки зрения Теории, созданной американскими исследователями Уильямом Штраусом (William Strauss) и Нейлом Хоувом (Neil Howe) в 90х годах ХХ века. Теория гласит, что поколения отличаются друг от друга не только возрастом, но и базовыми ценностями, которые заложены в них в период детства. Эти базовые ценности складываются из двух основных параметров. Первый параметр — это экономические, политические и социальные события, которые происходят в мире в период взросления до 12-14 лет и, вследствие чего, воспринимаются как «норма». Второй — это те нормы воспитания, которые прививаются ребенку семьей. Теория поколений рассматривает ценности большинства и типичные модели поведения. Люди, родившиеся на стыке поколений (+/- 3 года от границы поколений), представляют так называемое Переходное, или Эхо-поколение. Они обладают характеристиками обоих поколений. Из ныне живущих можно выделить шесть поколений: поколение победителей или GI (родились в 1901- 1922); молчаливое поколение (1923 — 1942); поколение бумеров или Baby Boom (1943 — 1963); поколение Х (1963 — 1982); поколение Y (1982 — 2000); поколение Z (2000 — 2020).

Проанализировав историю начиная практически с XV века до наших времен, ученые-основатели Теории установили, что развитие поколений повторяется! Оно замкнуто в примерно в 80-тилетний цикл, за который успевает смениться соответственно четыре поколения. Назовем их по именам сезонов, времен года: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».
Каждое поколение успевает пожить во всех сезонах.
Только в разном возрасте. Так, Поколение Х родилось «летом», юность проходит «осенью», ну а самый действенный возраст, зрелость, будет достигнут «зимой». «Весна» придется на старость.
Человек, родившийся в определенном «сезоне», взрослея впитывает в себя ценности своего поколения и в итоге, берет (выполняет) определенную роль, архетип, которую от него ожидает общество .
Так, для «весенних» поколений (Baby Boom) — этот роль Пророка, Для «летнего» (Поколение Х) — Странник, «осеннее» — Молчаливое поколение и Поколение Z — Художники, а роль Героя на себя примеряют поколения родившиеся «зимой» (GI и Поколение Y).
Что происходит в каждом из периодов? Давайте рассмотрим таблицу.
Поскольку год начинается и заканчивается зимой, будем придерживаться той же логики!

Зима (1923-1932)
Кризисное время — время испытаний.
Наиболее активное поколение — Странники. Эти люди привыкшие жить в кризисных условиях и во все полагаться на самих себя. Стремление выжить помогает им выводить из кризиса свои семьи, свои организации, страны.
На это время выпали Великая депрессия, коллективизация, репрессии, Вторая Мировая Война.
Семейные ценности вновь приобретают первостепенное значение. Детей стараются сохранить любой ценой.
Старые социальные институты разрушены, но начинают потихоньку воссоздаваться новые.
Искусство носит практический, информационный и агитационный характер.
Роли в семье разведены: каждый занимается своим делом.
Войны тотальные, захватывающие все сферы и все слои населения.
При этом будущее видится неопределенным.

Весна (1943-1963 года)
Самое интересное время! Время надежд, время стремлений сделать что-то важное и, непременно главное! Время пробуждения. Весной происходят долгожданные изменения, появляются свободы (не зря именно период у нас называли «Оттепелью»). Наиболее активное поколение «весны» — это люди, на долю которых хоть и пришлось немалое количество испытаний, но они с достоинством их выдержали. Их архетип — Герой (поколение GI).
В эту эпоху мы победили в войне, запустили спутник в космос, а потом и первого человека! Семейные ценности, как и другие институты наиболее сильные. Во всю работают единые стандарты обучения в школах, единое медицинское обслуживание. Пионерские лагеря активно принимают подрастающее поколение. Дети родившиеся «весной» любознательные, активные.
Искусство… Давайте вспомним фильмы того времени. Немножко наивные, простые, и в основном про героев. Ими гордится вся страна!
Роли мужчины и женщины наиболее разведены. Муж — зарабатывает деньги, жена рожает и воспитывает детей, а так же хранит семейный очаг. Мужчин еще очень мало, и поэтому женщины очень бережно к ним относятся. И те, и другие очень дорожат узами браком!
Даже в одежде подчеркивается половая принадлежность. Вспомните: легкие ситцевые платьица, и подчеркнуто мужественный мужские костюмы.
Единственные войны, которые ведутся в то время — это по установлению контроля над своей послевоенной территорией.
Будущее видится в светлых, радужных тонах, мы ведь только пережили самую страшную войну. Теперь будет только хорошее!

Лето (1964-1982 года)
Время застоя. Страна является одним из сильнейших государств в биполярном мире. Наиболее активное поколение этого периода — Молчаливое. На детство этих людей пришлось много лишений, поэтому сейчас они стремятся создать вокруг себя стабильность и покой. В это время летнего марева и отдыха.
Возможно наша страна в чем-то и отстает, но «зато мы в области балета впереди планеты всей!» Не зря архетип Молчаливого поколения — Художники.
Поколение «Бумеров» встает на ноги, учится, работает, покоряет «стойки века», делает это все «с огоньком» и азартом, полностью погружаясь в работу.
Их дети, Поколение Х — вследствие этого не вылезают из групп продленного дня, пионерских лагерей и просто улиц. Впервые появляется термин «дети с ключом на шее».
Семейные узе еще сильны, но появление противозачаточных средств позволяет женщине самой решать, когда иметь детей. Расхождение мужских и женских социальных ролей начинает постепенно уменьшаться. Женщины все чаще стараются реализоваться не только дома, но и на работе. В женском гардеробе все чаще появляются деловые костюмы и брюки.
Фильмы о чувствах, переживаниях, любви. Очень популярны «Шербурские зонтики», «Кавказская пленница», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Три мушкетера».
Войны носят спорный характер: в 1964 США ввязываются в войну во Вьетнаме, а почти через 15 лет СССР вводит войска на территорию Афганистана.
Социальные институты впервые начинают подвергаться критике. Появляются диссиденты. Тем не менее, будущее видится в оптимистичных тонах, в помыслах эйфория от собственного могущества и непобедимости.

Осень (1983-2000 года)
Листопад. Разрушение привычного строя жизни, смена приоритетов и ценностей. Наиболее активное поколение этого периода это «Бумеры».
Люди готовые к риску, и к принятию неочевидных решений, способных пойти вразрез с принятыми нормами.
Социальная роль мужчины и женщины практически идентичны. Как в работе, так и в семье. Женщина все чаще берет на себя роли инициатора отношений. В одежде появляется стиль «унисекс». В клубах «голубые» и «розовые» вечеринки.
Искусство пестрит инсталляциями и экспериментами, граничащими с откровенным цинизмом. Про перестроечные боевики- сериалы вспоминать не хочется.
Социальные институты разрушены и раздробленны. Доверие к ним, как и к руководству подорвано. Моника-гейт. Пьяный глава государства с дирижерской палочкой. Скандал в Королевском Семействе Великобритании.
Терроризм. 11 сентября. Взрывы на Гурьянова, Каширском шоссе. Захват Первомайского.
Войны носят затяжной и изматывающий характер.
Образ будущего — не веселый.
Вновь Зима (2000 — 2020?)

Что такое кризис? С одной стороны казалось бы хорошего мало жить в период «Зимы». Да если она продолжается 20 лет! Есть даже такое проклятие «Чтоб жил ты во время перемен!».
Но с другой стороны, кризис — это изменения! А изменения всегда ведут к лучшему! Просто нужно быть готовыми к нему, необходимо соблюдать простые нормы, помогать ближнему пережить холода. И эта помощь обязательно вернется. Вновь обратить внимание на семью, оберегать детей. Ведь рядом с близкими людьми всегда легче переживаются трудности.

Ну и в конце концов просто собраться с силами и ждать прихода «Весны». И как утверждает Андрей Макаревич: «…весна непременно наступит, а как же иначе?!».
Удачи!

В следующем номере мы уже с точки зрения двух выпусков рассмотрим поколения и попытаемся спроектировать, что нам ждать от сезонов…

Advertisements

Один комментарий на «Времена года и времена жизни»

  1. Анна:

    В статье есть путаница :

    Так, для «весенних» поколений (Baby Boom) — этот роль Пророка, Для «летнего» (Поколение Х) — Странник, «осеннее» — Молчаливое поколение и Поколение Z — Художники, а роль Героя на себя примеряют поколения родившиеся «зимой» (GI и Поколение Y).

    А ниже при описание типажей,поколения к которым они относятся меняются.Например,написано, что Весна — это поколение GI — Герои)

    Какая классификация верна?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: