От молчаливых до игривых

Авторы: Алексей Антипов, Евгения Шамис. Газета «Московская правда» от 19.10.2004 №195

Автор текста: Елена СЕРОВА
Россию населяют пять оригинальных типов людей
Американские психологи считают: поведение взрослого человека определяется глубинными ценностями, которые формируются у него в возрасте до 10 — 12 лет, потому что в детстве и отрочестве мы воспринимаем все происходящее как норму: мол, так устроен мир. Усваиваем: чтобы выжить, нужно поступать в соответствии с ситуацией. Впоследствии большинство из нас редко задумывается о своих «глубинных ценностях», но бессознательно действует под их влиянием. Что же нас «лепит»?

Во-первых, семейное воспитание. А во-вторых, политические, экономические, социальные и технологические события в стране и мире. Сформированные в детстве приоритеты могут, конечно, измениться, но для этого нужны очень серьезные перемены в обществе или личной жизни человека. Ясно, что у людей разных поколений будут и разные глубинные ценности.

Временной промежуток, когда рождаются представители одного поколения, — около 20 лет. Те из нас, кто рожден на стыке, испытывают влияние двух групп ценностей и образуют так называемое переходное поколение. Например, нынешние сорокалетние. Так что проблемы отцов и детей, о которых в свое время размышлял еще Тургенев, вполне естественны и закономерны. Меняется мир, меняются «понятия».

Американцы Нейли Хоув и Уильям Штраус разработали теорию поколений, изучая ценности среднего класса, то есть большинства населения своей страны, — рассказывает Евгения Шамис, психолог-лингвист, кандидат философских наук, генеральный директор Бюро тренинга и консалтинга, преподаватель и тренер Академии народного хозяйства при правительстве РФ. — Принято считать, что в России средний класс еще не сформировался, поэтому, анализируя российскую действительность, давайте ориентироваться на наиболее типичных представителей разных возрастов (поколений).

Важно уточнить: у каждого человека есть еще и свои, индивидуальные ценности (хотя бы потому, что у нас разный темперамент, наследственность, воспитание). Но теория поколений рассматривает лишь общемировые и национальные ценности, которые присущи не только отдельной личности, но и окружающим. Возрастные «понятия» — это то общее, что нас объединяет с ровесниками.

Психологи выделили несколько возрастных групп: молчаливое поколение (1923 — 1942); поколение бумеров (1943 — 1963); поколение Х (1963 — 1982); поколение Y (1982 — 2000); поколение Z (2000 — 2020). Естественно, эти рамки — примерные, плюс — минус два-три года. Есть и различия по месту жительства. В крупных городах 40-летние люди относятся к поколению Х, а в глубинке — к «бумерам».

Молчаливое поколение — те, кому сейчас 60 — 80 лет, — подключился к нашему разговору Алексей Антипов, эксперт-консультант, кандидат психологических наук, — названо так за склонность к соблюдению норм и законов. Другими словами, это законопослушное, терпеливое поколение. Их ценности сформировали: Вторая мировая война, голод, разруха и… открытие антибиотиков. В их детстве начали появляться простые синтезированные продукты (например, маргарин).

Именно люди этого возраста любят закармливать внуков, считая признаком здоровья, упитанность и пухлые щечки, они готовят основательные обеды из нескольких блюд и внушают за столом своим отпрыскам, что «посуда любит чистоту» (съесть надо все, что тебе положили на тарелку, ни в коем случае нельзя выбрасывать продукты). Они консервативны в плане питания: считают полезным только знакомое. Едят много хлебобулочных изделий и картошки, велят и внукам обязательно «есть с хлебом». Покупают и хранят продукты про запас. Именно они консервируют, маринуют, варят варенье, свято выполняют все предписания врача, причем женщины гораздо больше заботятся о здоровье, чем мужчины. Спорт для «терпеливых» — это физические рабочие нагрузки (например, на даче).
«Бумеров» назвали в «честь» бума рождаемости, который наблюдался в послевоенные годы как в России, так и в странах союзников (помните «бэби бум»?), — продолжает Евгения Шамис. — Это поколение с психологией победителей. Их примерный возраст 40 — 60 лет. Их детские годы ознаменовали победа во Второй мировой войне, ощущение себя гражданами супердержавы, полет Гагарина в космос, создание противозачаточных таблеток (то есть возможность планировать рождаемость, что очень важно для взаимоотношений полов). Правда, именно в это время началась «холодная война».
На «бумеров» повлияли также единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Во времена их детства начали широко распространяться синтетические материалы в одежде и быту. Тогда еще не рассуждали, экологичны они или нет, просто это было слишком новым, и всем хотелось «попробовать». «Бумеры» формировались в обстановке, когда считалось, что хороший ребенок — это активный и любознательный ребенок.

Каковы же «понятия», менталитет этой возрастной группы россиян? Их привлекают коллективные спортивные игры (дают о себе знать пионербол в летних лагерях, футбол — хоккей во дворе). Причем в спорте их особенно привлекает достижение высокого результата, победа (ведь они — поколение победителей). Их «коронные» блюда — то, что было дефицитом во времена их детства (эффект компенсации). Они занимаются самолечением («выпью аспирин и побегу на работу»; среди них наиболее высок процент трудоголиков). В то же время «бумеры» не пренебрегают профилактическими медосмотрами. Есть стараются по расписанию, потому что привыкли соблюдать режим дня. Продукты предпочитают покупать натуральные (в детстве напробовались синтетики). Отдыхать хотят не «на грядках», а в пансионатах. А еще им свойствен… культ молодости. Ради того, чтобы выглядеть и оставаться молодыми, они посещают фитнес-клубы, соблюдают диеты, берегут здоровье. Они хотят оставаться «активными и любознательными», что так це! нилось в годы их детства.

…Поколение Х, по словам Евгении Шамис и Алексея Антипова, воспитывалось в годы продолжения «холодной войны» и резкого увеличения потока информации и событийности (смена количества руководителей на национальном уровне, смена «коммунизма» на «перестройку», потом — на «демократию»). заговорили о СПИДе и наркотиках. А еще в их время начался бум разводов, так что дети вынуждены были проявлять гибкость — подстраиваться под нового мужа матери или жену отца…

Поколение Х — это «дети с ключом на шее». Их родители вкалывали на производстве посменно, от звонка до звонка, поэтому они рано приучались к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали себе обед, оставленный старшими на плите. Отсюда и особенности их менталитета. Они пробуют все и стараются делать выводы из собственного опыта (но при этом сильно ориентированы на мнение друзей и электронные СМИ). Они любят индивидуальные, а порой — экстремальные виды спорта, стараются сократить время на приготовление еды, поэтому очень «уважают» полуфабрикаты.

Представители поколения Х интересуются составом продуктов (жиры, белки и углеводы, энергетическая ценность). И женщины, и мужчины этого возраста одинаково заботятся о своем здоровье («если я сам не позабочусь, то не позаботится никто»). Для них очень важна возможность выбора.

В последние десятилетия темп жизни ускоряется для всех поколений: каждый день мы получаем гораздо больше информации, чем наши предки, и вынуждены принимать гораздо больше решений.

— Поколению Y сейчас от 5 до 20 лет, — продолжают психологи Шамис и Антипов. — Их детские годы ознаменованы распадом СССР, терактами, которые они наблюдают практически в прямом эфире, эпидемиями (лихорадка Эбола, атипичная пневмония), развитием цифровых и биотехнологий. Мобильные телефоны и Интернет для них — повседневность. В СМИ и на государственном уровне осуждаются наркотики и табакокурение. Но, главное, наступила эра брэндов — молодежь предпочитает технику, одежду и продукты только «раскрученных марок».

Представители этого поколения знают, что наркотики и табак — это плохо, но достаточно рано пробуют алкоголь. Почти все они привыкли «не пить сырую воду из-под крана» (все больше внимания в СМИ уделяется экологии; вообще, судя по опросам западных психологов, бедных интересуют деньги, а богатых — экология). Они не знают, из чего создаются продукты, но обращают внимание на количество белков, жиров и углеводов.

— Я спросила у двадцатилетнего брата, чем отличается масло от маргарина, — приводит пример Евгения Шамис. — Он тут же заявил: «Не знаю, есть ли между ними разница, но оба с высоким процентом жирности».

Кредо молодых — мода. Они увлекаются модными сейчас видами спорта: велосипедом, роликами, баскетболом, стритболом, но не столько для достижения «результата», сколько для удовольствия. Они следуют модным течениям в питании. Если у них возникнут проблемы со здоровьем, они выберут брэндовые, широко разрекламированные лекарства.

Все поколения — за здоровый образ жизни, здоровое питание. Но люди разного возраста вкладывают в эти понятия разный смысл. Для представителей «молчаливых» важна забота о поддержании жизненных сил, для «бумеров» главное — имидж и продление молодости, поколение Х хочет проявить индивидуальность, а поколение Y — живет для удовольствия (но не забывает о долгосрочных перспективах!).

Теперь ясно, почему Моисей водил иудеев по пустыне целых 40 лет: за это время произошла смена поколений, а значит, и смена менталитета. А Земля обетованная доступна лишь людям с новыми понятиями. Аминь.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: