Generation Next

Автор: Евгения Шамис
Автор текста: Евгения Иванкова. Газета «Каскад — Подробности» май 2006

Разгадав тайну различия поколений, можно найти ключик к представителям разных возрастов.

Проблема отцов и детей была и остается камнем преткновения в человеческом общении. Наверное, фраза «Ну что за молодежь пошла…» никогда не выйдет из речевого обихода. На проблему разнообразия ценностных сфер первыми обратили внимание американские ученые. В 1991 году Нейл Хоув и Уильям Штраус представили миру теорию поколений, основой которой стали ценности людей. Сегодня данная теория легла в основу современных управленческих тренингов, позволяющих структурировать системы ценностей для каждого поколения и в соответствии с этой моделью простраивать взаимоотношения в коллективах, во время публичных выступлений, при проведении ПР-компаний.
Евгения Шамис — ведущая тренинга «Теория поколений: управление и влияние». Генеральный директор Бюро тренинга и консалтинга «Personnel Touch». Кандидат наук в области психолингвистики. Автор более 20 научных статей, книг и пособий.
На прошлой неделе на заседании Калининградского клуба ораторов Евгения Шамис познакомила участников встречи с основами теории поколений и механизмами ее использования топ-менеджментом компаний.
Психологи выделили несколько групп людей в соответствии с периодом рождения.
«Молчаливое» поколение (1923-1942 годы рождения).
Люди этого поколения формировались в послереволюционный период, они пережили Вторую мировую войну, голод, разруху, тяжелый процесс восстановления.
— Условное название «молчаливое» поколение получило в связи с тем, что родители и дети вынуждены были вести скромный, незаметный образ жизни, любой необдуманный шаг мог привести к трагедии, — отмечает Евгения Шамис. — Дети того времени были вынуждены прятаться от врагов, семьи жили впроголодь и по возможности делали запасы.
Сегодня представители «молчаливого» поколения — это наши пенсионеры. Несмотря на изменения в жизни, они по-прежнему считают, что нельзя оставлять еду на тарелке, жить нужно экономно, человека закаляют трудности. Основными ценностями для них является преданность, соблюдение правил, закон, уважение к должности и статусу, честь, терпение. Если хотите добиться успеха в аудитории, состоящей в основном из представителей «молчаливого» поколения, следует делать упор как раз на эти аспекты. Пока что это поколение остается самой активной частью электората. Именно поэтому зачастую в политике большим успехом пользуются лозунги о том, что ради достижения всеобщего благополучия нужно потерпеть, принести жертву ради будущего. Пожилые люди готовы верить и терпеть, как и делали это всю жизнь.
Поколение «бумеров» (1943-1963 год рождения).
«Бумеры» получили свое название в честь бума рождаемости, который произошел в Советском Союзе после войны. Евгения Шамис отмечает, что в основу ценностей этого поколения легла психология победителей. Страна выиграла войну, первый советский космонавт покорил вселенную, в умах населения пропаганда твердо закрепила мнение о том, что они являются гражданами супердержавы. С таким «багажом» многое кажется по плечу. Людям данного поколения, которым сегодня 40-60 лет, присущи оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, но при этом они умеют и предпочитают работать в команде. Работа имеет в их жизни большое значение, они хотят быть участниками процессов, а не их сторонними наблюдателями. Для того чтобы замотивировать «бумера» на какое-либо действие, следует делать упор на профессионализм, успешность, высоту намеченной цели. Для этих людей важен имидж самого выступающего. Возможно, своим обликом он должен олицетворять некий общепринятый идеал, созданный в сознании. Для работодателя «бумер» — находка, ибо среди представителей этого поколения больше всего трудоголиков. При этом «бумеры» думают о здоровье, красоте, стремятся как можно дольше оставаться в хорошей форме. Именно в эпоху «бумеров» появились первые элементы пластической хирургии. Успех, и как следствие материальное благополучие — вот то, что может стать для бумера определяющим в жизни.
Поколение Х (1963-1982).
«Неизвестные» — так окрестили эту группу психологи. Это новое поколение менеджеров, которые строят карьеру в соответствии с иными установками. Основными ценностями для поколения Х являются изменения, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций и страха, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Евгения Шамис и другие эксперты называют поколение Х «детьми с ключами на шее». Они росли в семьях, где родители работали много и долго. Поэтому самостоятельность — то качество, которое заложено в них с детства. Возможность реализоваться, проявить эту самую самостоятельность важны для таких людей и в карьере. Представитель поколения Х охотнее займутся работой, которая дает простор для творчества и широты мысли. Если не давать им такой возможности, представители данного поколения теряют интерес. Для таких людей важно всегда иметь возможность выбора, открытую перспективу перед глазами. Немаловажен и вопрос материальной заинтересованности. Управлять такими людьми сложно и интересно одновременно. По сути, они явились началом эпохи, в которой во главу угла ставится оригинальная идея и умение мыслить нестандартно.
Поколение Y (1982-2000).
Во многом они продолжили то, что было начато ранее. Но в систему ценностей этой группы уже вовлечены такие понятия, как гражданский долг и мораль. При этом психологи отмечают у поколения Y большую наивность и умение подчиняться. На первый план выходит немедленное вознаграждение. Этих людей сложно заинтересовать отдаленной перспективой, поскольку если не здесь, то в другом месте они уже сегодня смогут найти применение своей уникальности. В обществе представителей этого поколения нередко называют жертвами глобальной сети, взрослые люди удивляются чрезмерной, на их взгляд, открытости. Появление «Живого журнала» в Интернете, где люди пишут о волнующих их проблемах и личном опыте максимально откровенно, удивляет старших. Пожалуй, это поколение только сейчас готовится сказать свое слово в бизнесе и управлении. Тем не менее, уже сегодня менеджерам следует искать нетрадиционные подходы к этой группе.
Поколение Z (2000-2020).
Это наше будущее. Какие силы оно откроет в себе лет через двадцать, покажет время. Явно это будет нечто особенное. Хотя… История развивается по спирали. Кто знает, возможно, поколение Z позаимствует качества «молчаливых», «бумеров» или «неизвестных». Уж кто-кто, а бабушки на скамейках останутся довольны.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: