Феминитивы и феминизм: почему мы воюем из-за этого

Эта статья основана на исследованиях, проведенных исследовательским центром «RuGenerations» летом 2021 года в формате групповых онлайн-интервью с представителями поколений Х (1964-1984 г.р.), Миллениум или Y (1990-х г.р.) и YZ (1999-2005 г.р.) из разных регионов России. Руководитель исследовательской группы — Евгения Шамис.

Феминитивы – это феномен, который вызывает много смешанных эмоций. Он меняет язык, отношения между людьми и провоцирует множество яростных споров, постоянно апеллирующих к феминизму. Это однозначно поколенческая история: Миллениумы двигают эту тему в массы, поколение X не понимает причин такой популярности феминитивов и категорически отказывается их принимать, а «пограничники» YZ смягчают и сглаживают острые углы.

Феминизм, женское лидерство и феминитивы – тесно связанные друг с другом явления. Вот почему мы так часто упоминаем их вместе.

Миллениумы: девушки имеют значение

Как сейчас

Миллениумы (1990-х г.р.) – самые ярые приверженцы феминитивов, как девушки, так и парни. Тема женского лидерства, прав женщин для них необычайно актуальна, и они увлеченно занимаются ею, в том числе через внедрение в язык феминитивов. Миллениумы так громко отстаивают свою позицию, что у нас появляется ощущение, что феминитивы повсюду: слова «блогерка», «директорка», «спикерка» буквально заполонили информационное пространство.

  • Тренд на заявление, что женщины могут достигнуть успеха, выражается через феминитивы и выглядит достаточно агрессивно.
  • Появились новые слова и сообщества: сестринство – в противовес братству, женская дружба – не про сплетни и конкуренцию за мужчин, профессиональные женские общества (хакатоны по IT только для девочек, билеты на веб-саммит только для женщин-предпринимателей) – «у нас получаются женские гетто».
  • Миллениумы слишком открыто освещают женские истории и ничего не замалчивают. Для них это выглядит открыто, а для остальных – излишне откровенно.
  • Именно их поколение придумало в английском языке местоимения s/he, которое потом стало she – означает всех, и мужчин, и женщин, без акцента на гендер, чтобы никого не обидеть.
  • Они различают либеральный феминизм и экстремальный феминизм.

Откуда это взялось:

В детстве Миллениумам часто говорили, что «девочки красивые, мальчики сильные, умные», «что есть профессии не для девочек». Теперь через феминитивы Миллениумы отстаивают позицию, что девушки играют важную роль и способны на большее, чем им сказали в школе, в обществе, а иногда и дома.

Поколение Х: феминитивы? Чем вы тут вообще занимаетесь?

Поколение Х вообще не понимает, откуда взялись все эти «ужасные, кошмарные слова» директорка, режиссёрка, инженерка, дизайнерка, и зачем они нужны. Для поколения эти слова нарушают нормы русского языка.

«Если услышу, то подумаю, что безграмотный человек. Очень режет слух, для меня это проявление никчемности, неграмотности».

«Когда меня представили на конференции как «директорка», я лично позвонила и сказала – какая я вам директорка, исправьте на «генеральный директор»».

Слова «феминизм» и вообще «женское лидерство» поколением Х воспринимаются только как экстремальный феминизм – совсем не либеральный, о чем идет речь в большинстве случаев в разговоре Миллениумов.

«Нам не нужно формально увеличивать количество женщин среди партнеров/владельцев компании. Нам нужны хорошие партнеры, и нам должно быть все равно, какого они пола».

Знают и используют феминитивы только те, кто профессионально занимается темой женского лидерства.

Откуда это взялось:

У Иксов в детстве проблемы женского лидерства не было. Ключевым фактором в отношениях – на работе или в игре – был именно профессионализм, который является ценностью этого поколения.

«Попробовали бы не взять в казаки-разбойники девочку, если она хорошо бегает!»

Поэтому Иксы будут отрицать и наличие феминитивов, и их необходимость. Иксы уже в детстве получили возможность идти в разные профессии и решать свою судьбу, не оглядываясь на гендер. Девочки знали, что они добьются успеха.

YZ: важен не гендер, а равноправие

Есть заблуждение, что тема феминитивов останется такой же яркой надолго. Но уже пограничное поколение YZ (1999-2005 г.р.) это опровергает. Тема женского лидерства для них не так актуальна, как для Миллениумов – для них важнее не гендер, а равные возможности полов, когда каждый может хорошо проявить себя профессионально, неважно, мужчина ты или женщина.

  • Для YZ феминитивы – это не подчеркивание женского лидерства, а просто видимость женщин в профессии. Им важнее договориться и выстроить здоровые отношения, где тебя уважают, принимают таким, какой ты есть.

«Здесь нет какой-то принципиальности, для нас просто важно, чтобы женщин в разных профессиях увидели. Например, есть огромная проблема в режиссуре – женщин-режиссеров почти нет, или если есть – они не воспринимаются серьезно. Мы используем это для тех, для кого это важно».

  • Когда мы спрашиваем, как для YZ звучат феминитивы, они отвечают, что «плохо звучит, не по-русски, кажется, что с ошибкой» — тему красивого и грамотного русского языка им уже пролоббировали.
  • Чтобы избежать ошибок, YZ нашли компромиссный вариант: они говорят не «женщина» или «мужчина», а просто «человек». Это важнее.

Откуда это взялось:

В детстве YZ уже перестали говорить, что точными науками мальчики будут заниматься лучше, чем девочки. Но они все еще сталкиваются со стереотипами в отдельных областях, например, в ГИБДД, где иногда открыто говорят, что девушка хуже водит.

Добавить комментарий