Поколение Z: стрим, донат и клиповое мышление

общая информация

Эта статья основана на исследованиях, проведенных исследовательским центром «RuGenerations» летом 2021 года в формате групповых онлайн-интервью с молодыми людьми и девушками пограничного поколения YZ (1999 – 2005 г.р.) из России и Казахстана. Руководитель исследовательской группы — Евгения Шамис.

Что мы вообще исследовали:

  • Есть ли что-то за понятием «клиповое мышление»
  • Актуальный видеоконтент
  • Длительность просмотра
  • Критерии выбора контента
  • Формы благодарности за контент
  • С чем еще ассоциируется видеоконтент

что обнаружили

1. Содержание и переключение важнее длительности

В обществе только и разговоров, что о клиповом мышлении детей и молодежи. Кажется, что они хотят потреблять только быстрый контент — им сложно смотреть длинные фильмы, читать книги, да вообще счет идет практически на секунды. TikTok, Musically, Likee только усиливают это предположение: мы много слышим про 15 секунд видео в TikTok.

На самом деле длительность, о которой они говорят, совсем не маленькая — от 20-30 минут за серию сериала до 5-7 часов стрима! То, что мы называем клиповостью мышления, обладает другим смыслом:

  1. Привычка постоянно переключаться между разным контентом и делами, а не смотреть нон-стоп;
  2. Нежелание тратить время на скучное или то, что не слишком нравится из-за недостатка концентрации важной или интересной информации в контенте.

Так что выражение «клиповость мышления» – это клише.

«В приоритете короткое видео, где есть высокая концентрация информации, чтобы человек не тратил время».

«Аниме по 20 минут не устаю смотреть. Весь сезон могу посмотреть сразу, но такое бывает редко».

«Если мой любимый подкаст длится 3 часа, то могу его посмотреть, послушать. А книга уже тяжелее».

2. Рекомендации рулят

Качество контента имеет значение! Поколение Z и YZ внимательно относятся к его выбору. Прежде чем начать что-то смотреть, они изучат рекомендации, отзывы лидеров мнений, которым доверяют. Тем более, что сейчас появилось много хороших авторов рекомендаций.

«У меня очень избирательное медиапотребление. Чтобы начать смотреть кино, его должно посоветовать определенное количество людей, я должен знать, какая у него репутация».

При этом другие лидеры мнений часто не считаются плохими, а воспринимаются просто как носители другой точки зрения.

«Все друг друга любят выслушать и узнать что-то новое. В ссоре рождается истина».

3. Стримы и прямые эфиры

Стримы, лайвы (живые эфиры) суперпопулярны. Это общение в моменте, ощущение, что с тобой в комнате есть живой человек, интерактив в чате с другими людьми. Быть стримером — тяжелая работа, ему приходится развлекать публику в течение многих часов, но в то же время он кайфует от жизни в прямом эфире. Есть full-time стримеры и есть те, кто делает перерывы.

«Формат лайва — ты наблюдаешь в реальном времени, закинул донат, и внимание получил. Я начала интересоваться стримингом недавно. Смотрю и как будто в одной комнате»

4. Донаты и поддержка

Поколение Z и YZ ценят хороший контент и тех, кто его создает. Они поддерживают тех, кто им нравится, используя систему донатов (добровольных пожертвований) для стримеров (например patreon).

Иногда обеспеченные люди или мегапопулярные ютуберы позволяют себе красивые жесты в отношении начинающих авторов — они демонстративно закидывают им крупную сумму и наблюдают за реакцией людей.

5. Ем и смотрю

Часто еду совмещают с просмотром видео. Обычно это происходит за завтраком: хочется быстрее проглотить информацию, еда является хорошим дополнением и даже может влиять на потребление контента.

«Если еда особенная, то я дольше выбираю видео, оно должно быть особенное. Если еда вкусная, а видео невкусное – это невозможно сочетать».

«Главное – не переесть, но можно заранее выбрать порцию, которой наешься. Видео заканчивается, еда заканчивается, и ты идешь дальше».

Добавить комментарий